В номинации «Защита гласности» победил главред «МК» Павел Гусев. Он набрал 18,1% голосов, опередив Николая Сванидзе (17,7%) и Елену Масюк (17,5%). Среди чемпионов в других номинациях — Анатолий Кучерена (полицейская реформа), Ирина Хакамада (защита прав человека за рубежом), Иосиф Дискин (судебная реформа), Владимир Ряховский (защита от национализма), Леонид Парфенов (общественное телерадиовещание).
Победителям «выборов», однако, не стоит считать, что они уже попали в совет. Им предстоит пройти еще через 2 фильтра. Решение о том, чьи же кандидатуры предлагать президенту, будут принимать действующие члены совета. Они обещали учесть итоги голосования, но не более того. Вероятнее всего, окончательный список сформируется на следующем заседании СПЧ 4 октября.
Затем — президентский фильтр. Предполагается, что Владимиру Путину будет предложено по
Между тем, пока шло голосование, в совете освободилось еще одно кресло: СПЧ покинула Людмила Алексеева. На вакантное место претендуют аж сто правозащитников, которые в свое время сдали анкеты с просьбой включить их в интернет-голосование, но по разным причинам не были до него допущены. Наиболее активные из них — Александр Брод, Антон Цветков, Валерий Энгель, Владимир Коптев-Дворников и Юрий Шулипа — одновременно ведут переговоры с СПЧ и готовят иски в суд против его председателя Михаила Федотова за то, что не допустил их до «выборов».
Место в СПЧ — не денежное. Зарплату получает только Федотов, остальные трудятся на общественных началах. Зато у них появляется право готовить доклады президенту и несколько раз в год лицезреть его лично. Отличие этого совета от аппарата омбудсмена в том, что уполномоченный должен находиться между властью и обществом, не занимая ничью сторону и защищая только закон. А члены СПЧ могут быть оппозиционерами и должны однозначно защищать общество перед властью.