Необходимость введения в УК отдельного наказания за «оскорбление чувств верующих» стала очевидной благодаря Pussy Riot.
Девушек осудили по статье 213 ч. 2 УК РФ, предусматривающей наказание за «хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Хулиганством в
Панк-молебен объективно можно было квалифицировать только как административное нарушение — по КоАП, ст.
С точки зрения властей, это было слишком мало для пуссей, и в результате их осудили не за то преступление, которое они совершили, а власть, чувствуя юридическую слабость своей позиции, но не сомневаясь в ее моральной правоте, поспешила ликвидировать прореху в уголовном законодательстве, чтоб в будущем избежать подобных ситуаций.
В минувшую среду президент Путин заявил о необходимости «своевременно и жестко реагировать на провокации, направленные против религиозных чувств людей». В четверг в Госдуме прошел «круглый стол», в ходе которого большинство участников высказались за ее введение. И вот в пятницу депутат Ярослав Нилов, ЛДПР, объявил, что законопроект уже находится в разработке. Это значит, что в самом ближайшем будущем он будет принят и вступит в действие.
Хорошо это или плохо? Правильно или нет?
Ответ на такой вопрос не может быть однозначным, поскольку люди — даже если они единоверцы и живут рядом, в одной стране, — очень по-разному относятся к своей вере и своей религии.
Есть люди, в представлении которых религиозные чувства — это отношения человека с Богом, прямая связь — я и Он, — и никто другой не может в эти их отношения вмешаться. Да, им может быть неприятно, что кто-то не соблюдает в их церкви принятые ритуалы. Но их религиозные чувства такое поведение никак не оскорбляет, потому что их просто невозможно оскорбить.
У других людей иное представление о своей вере. Для них выходки, подобные панк-молебну, могут быть оскорбительными, вызывать душевную боль. Статья в УК, предлагаемая депутатами, сможет их от этого уберечь, остановив посягательства на их святыни.
Другое дело, что в нашей стране такая статья наверняка будет использоваться гораздо шире, чем нужно. И тогда оскорблением чувств верующих окажется, например, опубликованная в СМИ информация о часах «Брегет» патриарха или заметка о пьяном священнике, устроившем ДТП.
Проблема защиты религиозных чувств существует, разумеется, не только в России. Но там, где церковь занимает традиционное, устоявшееся место в жизни общества и не стремится менять его рамки, она не имеет остроты. В США, например, считается, что преследование за оскорбление религии не соответствует свободе слова. В Великобритании законы, регламентирующие такое преследование, отменены в 2008 году. В Канаде можно получить срок до двух лет, правда, последнее успешное обвинение по статье о «кощунственном пасквиле» относится к 1936 году.
В Германии закон жестче — он предусматривает лишение свободы до трех лет или штраф, но применяется редко. Во Франции — штрафы и возмещение ущерба, тюремный срок — только в повторном случае.
Европа прошла через религиозные войны в Средние века, и сейчас чувства верующих там уже не являются первым пунктом повестки дня. А вот в тех государствах, где люди последовательно и агрессивно начинают расширять традиционное место своей религии, эта проблема естественным образом обостряется.
Именно такие процессы идут сейчас в исламских странах, чьи граждане болезненно реагируют на фильмы и карикатуры на свои святыни. Соответственно, и наказания за оскорбление религиозных чувств там несравнимы с европейскими. В Афганистане, например, святотатство в отношении религиозных святынь (мусульманских, разумеется) карается смертной казнью.
К счастью, до исламских законов нам еще далеко. Хотя, может, и не так далеко, как кажется. Ведь в нашей стране сейчас тоже идет расширение ниши, которую прежде занимала в жизни общества православная церковь. Начали ее расширять РПЦ и власть. Вводя уголовное наказание за оскорбление религиозных чувств, они просто продолжают начатое.