На Гидроавиасалоне были представлены два экраноплана — «Иволга» производства ФГУП «Полет» и «Акваглайд-5» ЦКБ имени Алексеева.
К сожалению, по признанию самих разработчиков, обе машины, да и сама концепция, не вызывают особого интереса у инвесторов — как западных, так и отечественных. Однако открывавший выставку руководитель Минпромторга Денис Мантуров несколько раз отдельно упоминал этот вид техники. На вопрос «МК» о будущем экранопланов он заявил, что они могут быть востребованы иностранными государствами с протяженной береговой линией. Большегрузные экранопланы, способные нестись над гладью воды со скоростью
На самом деле говорить о безоблачном будущем таких машин все-таки преждевременно. Из всех представленных на выставке проектов только у устроителя — ТАНТК им. Бериева, чей «Бе-200» стал символом салона, есть что-то соответствующее видению министра. Концепт называется «Бе-2500». Этот экранолет (эффект экрана используется только при взлете и посадке, остальную часть пути машина летит как обычный самолет, на высоте 10 километров) способен перевозить до 700 тонн груза на дистанцию до 16 тыс. км. С его помощью, например, свежих камчатских крабов (или любой другой груз) можно доставить из Владивостока в Лос-Анджелес за 12 часов. При этом операционные затраты будут заметно меньше, чем у самолета.
Однако в таганрогском предприятии предпочитают говорить о «Бе-2500» лишь как об идее, концептуальной задумке.
На авиасалоне был подписан и контракт о поставке 52 вертолетов «Ми-171» в Китай. По словам гендиректора «Вертолетов России» Дмитрия Петрова, цена соглашения составляет порядка 600 млн долларов.
Несмотря на интерес Поднебесной к отечественным вертолетам, российские военные все же не могут себе отказать в закупке иностранных машин. Так, недавно в Интернете появились фотографии трех Eurocopter AS350 и двух AS355, якобы закупленных Минобороны и проходящих испытания на Чкаловском аэродроме. На вопрос «МК» о причинах такого интереса военного ведомства к зарубежным машинам Денис Мантуров ответил: «Я не знаю, откуда у вас такая информация».
При этом министр рассказал, что на производственной базе «Вертолетов России» в подмосковных Панках будут собираться машины фирмы Augusta-Westland, в том числе и в интересах оборонного ведомства. По его словам, вертолеты иностранных фирм не являются конкурентами отечественным «Камовым» и «Милям», так как эти машины позиционируются в разных сегментах рынка. Однако специалисты самой вертолетной корпорации на схожий вопрос «МК» лишь развели руками.
— Единственное отличие между «еврокоптерами» и нашими «Ансатами», «Ка-62» и другими машинами лишь в том, что русские машины более утилитарны. «Еврокоптер» — он как «Мерседес» среди вертолетов. К нему нужно подходить в белых перчатках, он пыли боится, — поделился эксперт на стенде «Вертолетов России».
Рассказать же о том, есть ли реальная разница между западными и отечественными моделями по скорости, комфорту и уровню шума, представитель корпорации затруднился: как таковой ее не существует.