Знаменитый американский предприниматель и филантроп Генри Форд считал, что дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе. Возможно, именно поэтому он не только стал мультимиллионером, но и дожил до глубокой старости. В справедливости этого принципа убедились десятки тысяч отечественных бизнесменов. Удачливых предпринимателей все чаще убивают по приказу близких друзей, которых по широте душевной взяли в дело. На расправу с благодетелями этих людей толкают проснувшиеся жадность и зависть. При этом некоторые «помощники» под шумок забирают себе бизнес убитых друзей.
«Забыть про Москву»
Заказное убийство удачливого 48-летнего нижневартовского предпринимателя Александра Виноградова вызвало большой общественный резонанс в Сибири. Владельца солидных особняков в центре Москвы, иркутского «Байкалкредобанка», десятка крупных и средних компаний в Сибири, Калужской области, Краснодарском крае расстреляли во время отдыха в кубанском городе Усть-Лабинск.
31 июля 2011 года бизнесмен ночью вышел из летнего домика и тут же получил от киллера три пули из пистолета. Задержать преступника по горячим следам не удалось. Учитывая деловой размах убитого, главным мотивом преступления стали «финансовые разногласия с лицами, входящими в сферу бизнеса Виноградова».
Сразу после трагедии все члены семьи и близкие убитого были допрошены, в том числе и его главный финансовый советник Виталий Орехов. Любопытно, что во время допроса он заявил, что «ничего не знает о делах шефа и был просто его водителем». Следователь СУ СК по Краснодарскому краю проверять деловой статус допрашиваемого не стал. А зря. Если бы он захотел, то легко бы узнал массу интересных фактов. Например, что «водитель» на момент преступления являлся гендиректором двух московских компаний Виноградова, на балансе которых числилось несколько зданий в столице, что все крупные сделки совершались через советника Орехова.
И самое интересное: после трагедии стали происходить странные события — крепко стоящие на ногах компании, генеральным директором которых является Виталий Орехов, перерегистрировались не на законных наследников (жену и детей Виноградова), а на неизвестных лиц.
Как говорит Александра Виноградова, дочь убитого предпринимателя, «сначала московская корпорация АВВ, где Орехов гендиректором, была переоформлена на неизвестного человека, который является единственным участником общества. Никто не может найти этого человека. По такой же схеме была переоформлена компания «Визострой». Но здесь ему не повезло — мы нашли номинала».
К сожалению, следователи не обратили внимание на этот странный процесс. А ведь это могло бы помочь им получить ответ на главный вопрос — кто получил выгоду от заказного убийства?
Отстаивать свои права наследникам пришлось в суде. Вдова вспоминает слова Орехова: «Нужно забыть про Москву, а то у нас будут проблемы».
С Новым годом!
Пока следствие топталось на месте, лакомые активы уплывали в руки неизвестных лиц. Разумеется, такой поворот дел не устроил жену Виноградова и его детей. И они решили поинтересоваться ходом расследования. Запрос привел к неожиданным последствиям.
Елену Виноградову, супругу убитого бизнесмена, под предлогом признания ее потерпевшей пригласили в Следственное управление по Краснодарскому краю. Однако визит затянулся. Посетительницу по указанию руководителя следственного управления следственного комитета РФ по Краснодарскому краю Виталия Ткачева допрашивали 6 часов. Затем опешившую от такого поворота событий женщину заставили проверить правдивость показаний на детекторе лжи. Примечательно, что ни одной бумаги о признании ее потерпевшей Виноградовой не дали. Перед расставанием следователь недвусмысленно ей намекнул, что «не стоит больше интересоваться ходом этого расследованием».
А вскоре после допроса 31 декабря 2011 года, под Новый год, следствие приготовило очередной сюрприз: дело было приостановлено — не нашли подозреваемых в совершении убийства бизнесмена.
Подводные камни
Уголовное дело расследуется в Краснодарском СКП. При проведении первых следственных действий были допрошены только члены семьи погибшего и Орехов В.Ю., после этого никаких следственных действий не производилось.
Тогда Александра Виноградова, дочь бизнесмена, пожаловалась на бездействие в ходе расследования убийства тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву и полпреду президента РФ в ЮФО Владимиру Устинову. И 17 апреля, спустя 4 месяца после приостановления, дело было возобновлено. Но служебного усердия у следователей СКП по Краснодарскому краю хватило ровно на месяц. 17 мая дело снова приостановили.
Семью погибшего удивило поведение Орехова. Как рассказала дочь погибшего предпринимателя, «Орехов хвастался, что он на короткой ноге с и.о. руководителя следственного управления СК РФ по Краснодарскому краю Виталием Ткачевым, краевым прокурором Леонидом Коржинеком, который курирует это дело, а также с председателем Краснодарского краевого суда Александром Черновым». Однако несмотря на такие связи, особого рвения со стороны Орехова не наблюдается — расследование как стояло на месте, так и стоит. Так, может быть, он в этом и заинтересован?
Ахиллесова пята
Бизнесмен Виноградов был удачлив в делах. Все экономические проекты, к которым он проявлял интерес, через время всегда приносили прибыль, создавали новые рабочие места, а налоги широкой рекой текли в федеральный и региональный бюджеты. За неугасаемый оптимизм и способность находить верные решения в самых затруднительных ситуациях друзья называли его героем нашего времени. Но, как известно, у любого героя есть своя «ахиллесова пята».
Таким уязвимым местом Виноградова была чрезмерная осторожность. Он никогда не забывал об опыте лихих 90-х. Старался от греха подальше «не светиться» в уставных документах: учредителями его компаний чаще всего становились близкие ему люди — те, кому он безгранично доверял. Сам он предпочитал оставаться в тени, хотя финансировал развитие проектов, модернизацию производств и принимал все стратегические решения. Об этой «странности» знали многие его партнеры по бизнесу.
Одним из доверенных людей и был уроженец Грозного Виталий Орехов. Более 10 лет верой и правдой он служил Виноградову: помогал контролировать финансовые потоки, выполнял важные поручения, подбирал и расставлял людей на ключевых постах. Как утверждает дочь Виноградова, именно по совету Орехова «Нефтьстройинвест» и «Нефтеспецстрой» были оформлены соответственно на Михаила Вычугина и ООО «Маргус» в лице Владимира Бенедского. «Отец очень доверял Орехову, который со временем стал его близким другом. Именно благодаря моему отцу Орехов стал очень богатым человеком, отец нередко оформлял на него свою недвижимость», — рассказывает дочь убитого бизнесмена. Именно поэтому семью удивило поведение Орехова после трагедии: «Орехов странно себя вел, ни с кем не общался.Семье погибшего не помогал».
По ее мнению, именно из-за сибирских компаний и был убит ее отец. «Несмотря на то что владельцем этих предприятий всегда был отец, формально учредителями и гендиректорами являлись другие лица. Они заявили, что семья погибшего не имеет никакого отношения к этим предприятиям и что это все принадлежит им», — пояснила Александра. В июле помощники отозвали доверенности, которые были выданы на управление этими компаниями дочери Виноградовой. Но дочь Виноградова не собирается сидеть сложа руки. Несмотря на непрекращающиеся угрозы, она намерена защитить бизнес отца от рейдерских атак и восстановить справедливость. Для этого она уже подала иски в суды, написала письма президенту РФ, Генпрокурору, председателю Следственного комитета РФ, министру внутренних дел, депутатам Госдумы. В них заявительница просит передать дело об убийстве Виноградова из Краснодара в Главное Следственное управление Следственного комитета РФ.