В телевизоре тоже много подобных историй. Даже еще круче, страшнее и пафоснее. Но там, в ток-шоу, это всё искусственно возгоняется до нужного градуса, регулируется, манипулируется. А здесь — чисто олимпийские страсти-мордасти без прикрас, без кукловодов и дирижеров. Вот поэтому мы неотрывно смотрим такие вещи...
Я знаю, кто победил на Олимпиаде в Лондоне. Давайте не о российских спортсменах, о них забудем на время. Лучше, хуже, но они выступили как могли, и очень достойно при этом. Глаза горели, выкладывались до последнего, на все 200%... Интересно, что думали наши всё еще позорные футболисты, глядя репортажи из Англии? Что думали про себя, любимых? Только сейчас не об этом.
Лучшими оказались наши комментаторы. В кои-то веки! Вот есть же у нас профессионалы. Оказывается. После церемонии открытия, к которой Кирилл Набутов и Владимир Гомельский оказались почему-то совсем неготовыми, больше никаких серьезных провалов у русской комментаторской команды не было. Даже наоборот, одни только победы.
Сейчас я буду называть фамилии, которые вы, наверное, даже не знаете. Ведь комментатор сейчас уже не тот пошел, каким был в СССР. Тогда же скажешь «Вадим Синявский» — и сразу все улыбаются, поднимают вверх большой палец. Кумир! Да и затем — Озеров, Маслаченко, Перетурин, Евгений Майоров... Их мало было, этих мастеров слова, потому что программ ЦТ тоже, помните, раз-два и обчелся. Лучше меньше, да лучше.
А сейчас есть сразу несколько специализированных спортивных каналов, общедоступных к тому же. Еще есть спутниковые, кабельные, «евроспорты» всякие. Смотри не хочу. Не очень-то и хотят, спорт сегодня не самый рейтинговый телевизионный продукт. Кроме разве что чемпионатов мира и Европы по футболу.
А теперь слушайте и запоминайте. На Первом есть такой человек — Андрей Голованов. Звезд с неба никогда не хватающий, особо не выделяющийся. Футбол и хоккей — вот его документы, но на Первом этого добра почти уже нет. Но как Голованов озвучивал плавание! Да не озвучивал, он плыл вместе с нашими и ненашими, обгонял, задыхался, захлебывался. Помимо всегдашней компетенции он давал еще и невыразимую эмоцию. Да и не только в плавании, но даже еще и в художественной гимнастике. Как ему удалось так тонко постичь, казалось бы, совсем не его виды спорта?!
Теперь о волейболе. По-моему, здесь с нашими великолепными спортивными мужчинами «золото» могут спокойно разделить между собой команды Первого и ВГТРК. На Первом эту игру вели Геннадий Орлов и Павел Борщ. Но даже Орлов, в отличие от Евро, всего лишь однажды упомянул свой любимый питерский «Зенит», да и то не питерский, а казанский. Но это мелочь, в остальном же он классно создавал атмосферу игры, сам часто уходя на второй план, отдавая первое блюдо Борщу, который мастерски объяснял самые малейшие волейбольные нюансы.
Но на «России» у них был серьезнейший конкурент — Владимир Стецко. В каждом матче этот человек показывал блестящий уровень понимания игры и русского языка. Он весь был в игре.
То же и в баскетболе. На Первом центровым, конечно же, стал Владимир Гомельский. Может, открытие он и провалил, но разве он мог сделать подобное с лучшей игрой с мячом? Да никогда в жизни! Мы говорим «Гомельский», а подразумеваем «баскетбол», так было и так будет.
А на «России» отрывался Роман Скворцов. Вы еще его не знаете? Теперь будете знать! Это один из лучших баскетбольных комментаторов РФ. Правда, на спортивном канале почти весь баскет ушел на спутник, и Роман здесь живет только хоккеем. Но на Олимпиаде он наконец-то вернулся к своей самой первой, большой и чистой любви. Единственной и неповторимой.
В легкой атлетике победу безоговорочно одержали Алексей Васильев и Ольга Богословская. Эта парочка так давно уже спелась, так безукоризненно всегда передает свою «эстафетную палочку» в репортажах... Просто слушаешь и сам летишь с шестом вместе с Исинбаевой к пятиметровой высоте или догоняешь и перегоняешь того же Болта.
Ну и, конечно же, Губерниев, Дмитрий Губерниев. Единственный, кого вы хорошо знаете. Популярный и очень говорливый. За что некоторые его не переваривают. Остальные обожают. Вернее, отдают должное его супервысокому профессионализму. Который «не пропьешь» и никаким отборным матом в отношении вратаря Малафеева не перешибешь. Губерниев, конечно, поп-персонаж, «Евровидение» вел неоднократно, а уж если его пародируют в «Большой разнице» и «Мульте личности» — значит, точно знаменитость. Только при этом он большой мастер спортивного конферанса, этого не отнимешь.
Единственным невписавшимся назову лишь того самого Набутова, когда-то одного из самых лучших комментаторов страны. Не знаю, что уж с ним произошло, но финал футбольного турнира Бразилия—Мексика он сделал так вычурно, с гонором, зачем-то искусственно поддавая жару, в чем данное действо вовсе не нуждалось. Да, «Жестокие игры», такие коммерческие и ненатуральные, до добра не доведут.
Британское закрытие Игр оказалось замечательным, разгульным, очень современным. Но мне, старику, все же милее наш мишка-талисман, улетевший в московское небо в 1980 году. Он улетел и обещал вернуться. А мы безнадежно ждем его до сих пор, размазывая то и дело набегающие слезы.
Сиськи-масиськи
Выбор есть всегда. Вот что посмотреть: про то, как одна телеведущая имеет себе большую, но естественную (как она утверждает!) грудь и от этого почему-то страдает (радоваться же надо!) в программе «Pro жизнь» (ТВЦ) или идущий в то же самое время телеспектакль «Кюхля» («Культура»)? О ком? О Кюхельбекере, конечно, которого играет Юрский. Ах да, забыл, вы же не знаете, кто такой Кюхельбекер. А Юрского еще знаете?
Выбора нет. Конечно же, народ будет смотреть про грудь. Что ему этот Кюхля, с какого бодуна? А тут грудь — такая важная тема, на все времена. Практически нетленка. Грудь у нас перешибет не то что какого-то пушкинского друга-лицеиста, но с легкостью заслонит «наше всё», солнце русской поэзии. «Я помню чудное мгновенье...» Да каким оно может быть чудным, если это мгновение не пятого размера?! Правда, теперь эта грудь у нас сиськой зовется. И не Света из Иванова здесь первая. Бари Алибасов наставлял ее, конечно: мол, сиськи у тебя большие, пользуйся. Но еще до Светы ноу-хау застолбил дорогой Леонид Ильич со своими «сиськами-масиськами», которые он то и дело демонстрировал на партийных съездах.
Теперь об этом лишь вспомнили, и поехало. Программа «Большая разница». «А теперь, — бодро заявляет Иван Ургант, — вы увидите пародию на группу „Femen“. Тем более что девочки сегодня у нас в гостях». Смело! Вопрос девочкам: «А что вы делаете в свободное от протестов время?» — «Сиськами меряемся». Еще смелее! «Отлично, — восхищается Ваня Ургант. — А теперь давайте посмотрим пародию».
Сколько раз в пародии прозвучало слово «сиськи» — и не сосчитаешь. Одна «сиськин революшен» чего стоит! Поэтому что у нас с вами на уме, то у телевизора на языке. И если этот телевизор теперь в каждой своей программе пропагандирует сиськи, значит, так тому и быть. А что, литературное слово. Практически как «б...». И зачем я тут точки поставил? Вот Толстой молодец, не ставил и правильно делал. Но разве ТВ может остановиться на каких-то сиськах? Нет, оно обязательно пойдет дальше. Глубже. Сильнее. И навсегда отучит нас лицемерить. Действительно, зачем это пиканье, когда в эфире произносят великие русские слова из трех и пяти букв? Долой стыд!
У нас самое свободное в мире ТВ, и для подтверждения этого нас ничего не остановит. Сиськи — только начало.