Тахчиди возглавлял Екатеринбургский филиал МНТК — самый успешный из всех филиалов. После гибели Святослава Федорова министр здравоохранения России Ю.Л.Шевченко предложил ему взять на себя управление МНТК со всеми филиалами. Так, в январе 2001 года Тахчиди стал руководителем всемирно известной клиники. В 2009 году срок контракта истек, и с 1 января 2010 года приказом министра Минздравсоцразвития г-жи Голиковой Тахчиди был назначен исполняющим обязанности генерального директора МНТК.
Чем Христо Тахчиди не угодил г-же Голиковой, остается только гадать. Ведь за все время пребывания на посту министра Голикова ни разу не нашла времени посетить МНТК и никогда не встречалась с Тахчиди. Количество операций постоянно увеличивалось, также постоянно улучшалось их качество. Тахчиди был участником всех международных конгрессов офтальмологов и считается — как тогда, так и сейчас — одним из лучших офтальмологов мира. Тем не менее над головой Тахчиди стали сгущаться тучи. Не нравился он министру — бывает же такой диагноз...
В ноябре 2011 года, после двух грандиозных проверок, которые не выявили никаких существенных нарушений в деятельности МНТК, Тахчиди был уволен в связи с окончанием действия контракта. Повсеместно объявили, что Тахчиди освобожден от занимаемой должности в связи с многочисленными нарушениями. Это было обыкновенное вранье, но обойтись без него не сумели — ведь без причины не увольняют, так ведь?
Тахчиди обратился в суд и 18 апреля 2012 года был восстановлен в должности, а 19 апреля вновь уволен. На сей раз по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ: эта статья позволяет увольнять руководителя любой организации без объяснения причин.
Но тут Минздрав угодил в ловушку, которую сам себе соорудил. В 2009 году Тахчиди был назначен и.о. генерального директора. А исполняющий обязанности не является руководителем учреждения и по этой причине никак не может быть уволен по п. 2 ст. 278. А самое смешное заключается в том, что, восстанавливая Тахчиди в должности на сутки, Минздрав забыл исполнить важнейшее требование Трудового кодекса — уволить нового генерального директора А.Чухраева. И теперь получается, что в тот день, 18 апреля, в МНТК образовалось одновременно два руководителя: генеральный директор Чухраев и и.о. генерального директора Христо Тахчиди.
То есть 18 апреля 2012 года руководителем МНТК был не кто иной, как г-н Чухраев. И только его и можно было уволить по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ. А уволили Тахчиди.
И во вторник в Тверском суде слушалось дело по иску Тахчиди к Минздраву и МНТК о восстановлении на работе.
Представитель Минздрава был предельно лаконичен. Он сказал: полагаем, что на основании имеющихся материалов суд вынесет законное решение.
Выступление прокурора М.В.Ярославцевой было чрезвычайно четким и исключительно обоснованным. Она сочла требования истца законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Когда судья Е.В.Комиссаров удалился для вынесения решения, простодушные журналисты стали друг у друга спрашивать, останется ли Тахчиди директором МНТК или, выиграв дело, с почетом уйдет в другую клинику. То есть многочисленные представители СМИ, заполнившие все подступы к залу суда, решили, что исход дела очевиден. И ошиблись.
Судья Комиссаров огласил резолютивную часть решения: в удовлетворении иска Х.П.Тахчиди отказать. Почему? В окончательном виде полный текст решения будет готов 21 августа. Тогда и узнаем.
Симпатичный юноша, который снимал репортаж для ведущего российского телеканала, сказал: наверное, Тахчиди больше не пойдет в суд, ну сколько можно... Наверняка так же думает и подавляющее большинство людей, которые следят за развитием этого сюжета. Но Христо Периклович Тахчиди отдал офтальмологии всю жизнь. Он всемирно известный микрохирург — таких людей на нашей планете по пальцам перечесть. Он умеет делать то, что трудно даже представить. К нему приходят люди, которым объявлен приговор: слепота. Люди, которых отказались лечить. Приезжают за тридевять земель, из-за границы. Приезжают и с замиранием сердца ждут, что скажет этот человек. А этот человек идет в операционную и исправляет ошибки бога. Может ли он отказаться от борьбы? Не за себя — за возможность помогать слепнущим людям. Не может. И никогда не откажется.
Юридическая сторона «дела Тахчиди» — иллюзия. А точнее — дымовая завеса над полем битвы между людьми, которые хотят работать, и теми, кто хочет заработать любой ценой. Первые очень мешают вторым. Потому что они работают не ради заработка, без которого, к сожалению, невозможно существовать. А потому, что не представляют жизни без своего труда. А вторые не представляют жизни без жирного навара. Это вечные противники. А от исхода их битвы зависит наша жизнь.
Чиновники продают нам наше здоровье и точно знают, что деваться нам некуда и поэтому сделка состоится. Им кажется, что все зависит от толщины кошелька: есть деньги — вылечат, нет денег — помажут зеленкой. А Гиппократ еще в незапамятные времена сказал: «Медицина — поистине самое благородное из искусств». И поэтому врач, который знает, как спасти человека, будет бороться за это, сколько хватит сил. За деньги так не сражаются.