Педагогический колледж имени Маршака всегда славился своими традициями и атмосферой. «Мы растили педагогов не по диплому, а по призванию», — говорит один из преподавателей с
Но наступило время, когда директору колледжа Матвею Гейзеру пришла пора уходить на заслуженный отдых. На смену ему пришла специалист из Департамента образования Светлана Филиппова. И буквально за год-полтора ситуация в этом учреждении поменялась кардинально. Началась дикая текучка кадров.
Меньше чем за два года знаменитый колледж практически утратил ту атмосферу теплоты, любви к профессии педагога, которой всегда славился. Форумы с отзывами о колледже пестрят крайне негативными оценками. «Раньше, при Гейзере, у нас были очень хорошие преподаватели, и они не менялись, — отмечает студентка Светлана. — Теперь же из колледжа уходят опытные педагоги, а приходят малоквалифицированные и малоприятные».
Новая директор, приезжая с Кубанского края Светлана Филиппова, быстро стала устанавливать свои порядки и приводить своих земляков, друзей. Как утверждают «старые» педагоги колледжа, нередко они не имели педагогического стажа и образования, но их ставили на руководящие должности в колледже. Быстро изменилась и манера общения с учениками — она стала грубой, если не сказать хамской. Например, у новой заведующей отделением, преподавателя химии (кстати, не имеющей педагогического образования) Елены Соковниной, возник конфликт с одной из студенток, Элиной Давлетукаевой, в ходе которого педагог неоднократно обзывала студентку шлюхой.
Разумеется, не весь педсостав смирился с таким положением дел. На тех преподавателей, которые не хотели понимать новую политику, начались настоящие гонения.
— Я даже не подозревала, что в нашей сфере образования может твориться такой ужас! — рассказывает преподаватель русского языка с
31 января
— Я шла на работу всегда в судорожном состоянии, не зная, что Светлана Ивановна придумает в очередной раз, — продолжает Алевтина Николаевна. — 4 апреля 2011 года мне снова стало плохо, и я вынуждена была уйти на больничный. Тогда Филиппова дала указание избавиться от меня. Я была вынуждена написать заявление об увольнении по собственному желанию.
История с Алевтиной Петуховой оказалась показательной: другие сотрудники предпочли не связываться со скандальной директрисой и стали быстро уходить из некогда любимого колледжа. Так, «за 8 месяцев работы были подведены к увольнению и уволены 15 сотрудников, — написали возмущенные педагоги в Департамент образования. — На освободившиеся административные места были приняты друзья директора». Но вышестоящее руководство предпочло не вмешиваться в конфликт.
* * *
Жизнь студентов и педагогов быстро ухудшалась по всем фронтам. Вот только один из примеров: раньше по договору с центром соцзащиты района Коптево студенты занимались на уроке физкультуры плаванием в бассейне, который расположен на территории колледжа. Естественно, бесплатно.
— Но с приходом Филипповой бесплатные занятия были отменены, а мне было поручено заниматься отчуждением земли, на которой находится бассейн в пользу некой коммерческой организации, — возмущается бывший директор по хозяйственной части Юрий Еловский.
Но он осмелился не смириться с новым положением вещей. Ему казалось, что, если он хорошо работает, если руководство вручает ему грамоты за добросовестный труд, значит, он имеет право высказывать свою точку зрения. Поэтому Юрий Анатольевич не только выступил на общем педсовете с критикой методов работы Светланы Филипповой, не только заступился за преподавательницу Алевтину Петухову и студентку Элину Давлетукаеву, но и отказался заниматься отчуждением земли с бассейном.
— Сразу после этого собрания мне предложили уйти, — вспоминает Юрий Еловский. — Я отказался. И тогда меня начали выживать: к моей работе стали придираться постоянно. Я не обращал внимания на эти нападки, твердо зная, что все делаю хорошо и правильно. И тогда дело дошло до прямой провокации.
Эта история случилась 11 апреля 2011 года. Все утро замдиректора Башмаков то и дело пытался завести с ним разговор на разные темы в крайне резком тоне. Он был принят на работу на должность заместителя директора по дистанционным и информационным технологиям. При этом, как говорят педагоги, никакого дистанционного обучения в колледже не было и нет.
— Я на конфликт не шел, — рассказывает Юрий Анатольевич. — Когда зашел в свой кабинет, он ринулся следом за мной. И вдруг вижу, как внезапно Башмаков отскакивает от двери в коридор, демонстративно падает, начинает корчиться, словно от дикой боли. Но, во-первых, такой силы удар я бы при всем желании не смог бы нанести — Башмаков гораздо крупнее и сильнее меня. А во-вторых, из-за двери, которая открывается вовнутрь, мне это было бы просто невозможно сделать. Я впоследствии много раз предлагал провести такой эксперимент...
Камеры зафиксировали падение и «муки» Башмакова. Сам он поехал в больницу снимать побои.
— У него оказались две старые ссадины в области колена, — продолжает Еловский.
Затея удалась — у нового директора появился прекрасный повод уволить непокорного хозяйственника, да еще и по статье. Но уволенный Юрий Еловский решил добиваться справедливости с помощью служителей Фемиды. Он подал в Коптевский районный суд Москвы исковое заявление о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за все время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Знал бы бедный педагог, чем это обернется для него!
* * *
Ответный шаг со стороны новой администрации колледжа не заставил себя долго ждать: Николай Башмаков обратился в мировой суд, заявив, что Юрий Еловский избил его. Было возбуждено дело по ч. 1 ст. 116 УК РФ («нанесение побоев, причинивших физическую боль, без вреда здоровью»).
— Сначала даже сами полицейские, которые занимались этим инцидентом, говорили, что дело шито белыми нитками, — возмущается Юрий Анатольевич. — Бывший руководитель колледжа, с которым я работал несколько лет, отправил в разные инстанции письма о том, что вся эта ситуация была искусственной, подстроенной. Но суд сделал ставку на показания свидетельницы, работающего в колледже психолога Елены Алексеевой. На самом деле она ничего видеть не могла, так как вышла в коридор уже после того, как упал Башмаков. Это видно даже на записи.
Показания эти очень любопытны. Алексеева сама честно признала, что она «не могла видеть момент толчка (т.е. удара. — Авт.). Но Башмаков не мог сам себя толкнуть»! Почему она так сомневается в артистических талантах Башмакова, вполне понятно: он является ее непосредственным начальником.
В общем, несмотря на то, что момента удара НИКТО не видел — об этом говорится во всех свидетельских показаниях, — борца за справедливость Еловского не только не восстановили на рабочем месте, но еще и осудили. Правдолюба приговорили к двум месяцам исправительных работ с удержанием 10% зарплаты в пользу государства, а также к компенсации Николаю Башмакову морального вреда и услуг адвоката в размере 8 тысяч рублей.
«МК» пробовал связаться с представителями нового руководства колледжа. Николай Башмаков комментировать ситуацию отказался.
...А Юрий Анатольевич Еловский готовит апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию. Неоднократные его заявления в Коптевскую прокуратуру, возглавляемую Сергеем Сапожковым, по поводу дачи ложных показаний свидетелем Алексеевой, на основании которых несправедливо осудили Еловского, прокуратурой игнорируются. Печально, что это учебное заведение готовит учителей начальных классов и воспитателей детских садов, а ведь они в дальнейшем будут заниматься нашими детьми.