Напомним, 19 декабря 2011 года в столичной частной клинике «Девита» на Симферопольском бульваре на операционном столе скончалась
В тот роковой день ее готовили к операции по удалению жировых отложений — липосакции на бедрах. Красоту девушке наводил выпускник Смоленской медакадемии, врач-хирург Денис Аверченков. Он сделал клиентке обезболивающий укол — ввел 2%-ный раствор лидокаина, и спустя всего несколько минут Анастасии стало плохо: начались судороги, закатились глаза, и пошла пена изо рта. Сначала доктора пытались самостоятельно провести реанимацию пациентки, но не смогли. Тогда была вызвана «скорая помощь». Однако подоспевшей бригаде «неотложки» ничего не оставалось, как констатировать смерть Чачиной. У нее произошла остановка сердца. Когда стражи порядка оформляли происшествие, на телефон Анастасии пришло sms от матери: «Дочка, ты где? Я волнуюсь».
Кстати, злополучная операция была вторым этапом процедуры. 15 декабря Насте провели первый этап. Перенесла она его довольно легко, на плохое самочувствие не жаловалась...
Из операционной полицейские изъяли лекарственный препарат, который вводился женщине. До проведения экспертизы одной из основных версий гибели Чачиной являлась аллергия на лидокаин. Якобы у Анастасии случился анафилактический шок. При работе врач-стоматолог Чачина тоже часто использовала лидокаин, и лекарство могло накопиться в ее организме — по версии следствия, медик «надышалась препаратом», что и привело к печальным последствиям.
Однако судмедэксперты однозначно опровергли первоначальную версию. Оказалось, что Чачина умерла от отравления лидокаином, которое стало последствием передозировки анестетика. Концентрация препарата в теле погибшей была превышена более чем в 4 раза. Получилось, что шансов выжить у нее практически не было.
Вскоре против Аверченкова возбудили уголовное дело по статье УК РФ «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» (ч. 2. ст. 109). В ходе следствия пластический хирург признал вину.
Процесс стартовал в Зюзинском суде в мае этого года. Во время первого заседания подсудимый передумал и заявил, что вину не признает. По его словам, в случившейся трагедии может быть повинен некачественный лидокаин, произведенный Армавирской биофабрикой.
— Я первую процедуру проводил с помощью другого препарата, и было все нормально, — утверждал Аверченков. — А потом мне клиника выдала эту гадость.
По мнению врача, причиной смерти пациентки могла быть ошибочная маркировка лекарства — вместо 2%-ного раствора в ампуле мог содержаться 10%-ный. Кроме того, Аверченков утверждает, что доза, найденная в организме Чачиной, не была смертельной. Это подтверждает и методика расчета анестезирующих препаратов Минздравсоцразвития, которой пользуются медики.
Врач попросил суд дать ему возможность проверить химический состав лидокаина, поскольку ему удалось получить у клиники «Девита» две пачки того самого лекарства, использованного при операции. Он сам пытался его проверить, объехал 8 лабораторий, но везде, где только слышали «Армавирская биофабрика», сразу закрывали дверь.
Однако судья Татьяна Перова ходатайство отклонила, мотивируя это тем, что прошло более полугода и невозможно проверить препарат. Фемида поставила под сомнение, тот ли это лидокаин, который вводился Чачиной.
Стоит отметить, что следственные органы не удосужились проверить качество обезболивающего. Несмотря даже на то, что были к тому времени известны случаи смерти пациентов именно от лидокаина, сделанного Армавирской биофабрикой. К примеру, в Ставропольском крае две девушки скончались в отделении гинекологии от отравления анестетиком. И еще по стране в течение трех месяцев скончались более 40 человек после анестезии отечественным препаратом. Проверка показала, что лидокаин был некачественный.
Российские медики в панике обратились в Росздравсоцразвития с требованием запретить к продаже отраву. В итоге в марте, когда смерти людей подозрительно участились, вышел приказ, согласно которому из аптек изъяли из обращения на территории России местноанестезирующее лекарственное средство — «Лидокаин, раствор для инъекций 100 мг/мл (ампулы) 2 мл № 10» серии 030711 производства ФГУП «Армавирская биологическая фабрика». По этой же причине был изъят также «Лидокаин, раствор для инъекций 100 мг/мл (ампулы) 2 мл № 10» (серии 220610, 751010 и 781010) «Мосхимфармпрепараты им. Н.А.Семашко.
Рассмотрение дела заняло у судьи примерно три заседания. Аверченкова признали виновным. Как сообщили «МК» в пресс-службе Зюзинского суда, хирурга приговорили к двум годам ограничения свободы, он лишен права заниматься врачебной деятельностью на три года. Аверченков должен будет компенсировать моральный ущерб отцу и гражданскому мужу Чачиной по 500 тыс. каждому. Осужденный будет обжаловать решение. Кстати, семья Анастасии хочет получить с хирурга 7 млн. рублей за некачественное обслуживание.