Все родители знают: на собрание в школу или детсад с пустым кошельком лучше не приходить. Малышам-ясельникам в группу требуются мягкая туалетная бумага и гипоаллергенные моющие средства. Деткам постарше необходим проектор, чтобы качественно готовиться к школе, и увлажнитель воздуха, чтобы чувствовать себя комфортно. Школьникам не обойтись без ремонта в классе, занавесок и новой классной доски. А еще бесконечные сборы денег на подарки учителям и дни рождения, выпускные и новый год... И это — только немногие из трат.
— В нашей стране еще с
Однако расставаться с частью заработка частенько приходится не только родителям, но и самим педагогам. Школы и детские сады теперь сами распределяют полученные средства на зарплаты педагогов и нужды школы. Директор или бухгалтер могут «неправильно» выдать премии, обделив простых сотрудников в пользу своих родственников или любимчиков, работающих в том же учреждении. Или устроить на работу «мертвые души», которые не проводят занятий, но при этом исправно получают зарплату. Простор для махинаций широк.
— Мы одинаково заботимся об интересах как детей, так и педагогов, — поясняет Алена Шахова. — И в ходе наших проверок мы неоднократно встречаемся с нарушениями прав работников образования. Например, в школе № 80 СЗАО администрация принудительно собирала с работников средства на содержание школы — на ремонт, установку окон, другие нужды — за счет ранее выдаваемых премий. В детском саду № 1271 сотрудник пожаловался на неправильное распределение трудового фонда. И действительно, было установлено, что суммы, выплачиваемые родственникам главного бухгалтера, в несколько раз превосходят премии обычных сотрудников.
Пожаловаться на махинации и поборы в образовательных учреждениях — как родителям, так и сотрудникам — можно на сайте Департамента образования. При этом Служба финконтроля рассматривает все заявки. Так что проверка придет и в школу, где требуют 40 тысяч за поступление, и в детский сад, которому нужно 100 рублей на мешки для мусора. Обрабатываются даже анонимные заявки, если в них говорится о серьезных нарушениях. Правда, к подписанным заявлениям относятся все же куда внимательней.
— Мы рассматриваем абсолютно все заявления, — уточняет глава Службы финансового контроля. — И с момента обращения до проверки проходит от часа до двух недель. Первым делом мы пытаемся связаться с заявителем, если он указал свой электронный адрес, и проверяем информацию. Мы всегда храним строгую конфиденциальность — даже у моих сотрудников нет доступа к заявлениям родителей и педагогов, так что они сами не знают, кто именно пожаловался, и тем более не сообщат эту информацию директору школы или заведующей детсадом. И у нас достаточно кадров, чтобы обеспечить постоянную ротацию ревизоров. Сегодня они проверяют один округ в одном составе, а завтра едут в противоположный конец Москвы с совсем другими людьми.
Между тем сборы на подарки и дни рождения остаются на «совести» родительского комитета. Чиновники не могут и не хотят запрещать добровольные взносы. Но как и сколько собирать, должны решить сами родители, не привлекая к этому администрацию. А вся информация о потраченных средствах должна размещаться на сайте учебного заведения.
— Родители сами должны решить, как они будут собирать добровольные средства, — уверен Исаак Калина, руководитель Департамента образования. — Я категорически против того, чтобы директор или чиновники диктовали родителям, как им решать те или иные проблемы. И я против того, чтобы вы, родители, загружали моих директоров обязанностью распоряжаться вашими деньгами. Школе не нужны деньги — но детям они могут понадобиться на всякие мероприятия. Нужно выбирать адекватный управляющий совет, который будет правильно распоряжаться вашими деньгами.
Так что если перед началом учебного года с вас требуют деньги на нужды школы или детсада, нужно четко обозначить свой отказ и обратиться в Службу финансового контроля. А родителей, требующих отмечать Новый год с голливудским размахом, лучше всего просто держать подальше от управляющего совета. В конце концов, сколько сдавать на праздники — десять рублей или десять тысяч — решают сами мамы и папы.