Что в ЕГЭ всего труднее?

Без орфографических ошибок пишет лишь треть выпускников школы

Итоги ЕГЭ-2012 подсчитаны, описаны и внесены в анналы истории Единого госэкзамена. Теперь все, кроме специалистов, о них забудут. А зря.

Без орфографических ошибок пишет лишь треть выпускников школы

тестовый баннер под заглавное изображение

Тем, кому предстоит сдавать экзамены на будущий год, полезно выучить еще один урок кампании года нынешнего. Речь идет о вопросах, вызвавших наибольшие затруднения у экзаменуемых.

Математика: «Шел человек рассеянный...»

— Основные сложности в ЕГЭ по математике 2012 года, — заявил «МК» руководитель соответствующей предметной комиссии Иван Ященко, — связаны, во-первых, с неумением читать условия задачи, а во-вторых, с простейшими ошибками из-за невнимательности и неумения проверять свои ответы. Более того: ошибками по невнимательности в этом году пестрели работы не только слабых участников экзамена, но и сильных. Отсюда — относительно малое количество 100-балльников при росте числа работ, которым для наивысшего результата не хватило какой-нибудь пары баллов.

В самом деле, анализ, проведенный предметной комиссией, подтвердил: вопреки всем опасениям с заданием на теорию вероятностей ребята справились блестяще — его сделали 80% школьников. Многие реальные претенденты на высшую, 100-балльную оценку полностью решили самую трудную часть «С». Но перед тем насажали глупых ошибок в первой, самой легкой части задания. И не получили того, чего по большому счету заслуживали.

То же и с работами более слабых детей. Первую, самую простую задачку они решили хуже, чем более сложную. Например такую: «Поезд отходит от вокзала пункта А в 20.52 и приходит в пункт В в 16.40 следующего дня. Сколько времени проводит поезд в пути?» Казалось бы, чего проще? Однако эту задачу не смог правильно решить каждый десятый выпускник школы, включая тех, кто легко справился с логарифмами!

Неумение решать простейшие задачки, руководствуясь здравым смыслом, обернулось в этом году ростом количества «двоек» по математике (до апелляций и пересдач, с учетом выпускников прошлых лет — 9% от общего числа сдающих).

Математика, собственно, и должна приводить в порядок ум, учить правильно читать и понимать условия задачи, а потом проверить полученный ответ. Так что к ЕГЭ по этому предмету надо готовиться правильно! Родители и репетиторы не должны заставлять детей тупо решать все задачи подряд. На завершающем этапе надо сосредоточить выпускника на том, что он умеет делать. И обязательно научить его включать здравый смысл!

Русский язык: Читаю и пишу со словарем

— В 2012 году экзамен сдавали около 830 тыс. человек, и его результаты в целом сопоставимы с результатами предыдущих лет, — рассказала «МК» глава предметной комиссии по русскому языку Ирина Цыбулько. — Так, минимальную границу не преодолели 3,7% выпускников (для сравнения: в 2010-м — 3,7%, 2011-м — 4,1%). Незначительно возросло количество экзаменуемых, набравших 100 баллов: в этом году их процент составил 0,23 (в 2011 — 0,19%).

Если же говорить о том, какие задания вызвали особые затруднения у сдающих экзамен, то следует в первую очередь отметить задания, проверяющие сформированность навыков аналитической работы со словом и текстом. Так, слабо усвоенными остаются разделы, связанные с комментарием основной проблемы текста (45% выполнения), а также с выражением собственного мнения о прочитанном (43% выполнения). По-прежнему беспокоит орфографическое и пунктуационное оформление создаваемого выпускниками текста. Лишь 36% экзаменуемых пишут без орфографических и 52% — без пунктуационных ошибок. Есть проблемы и с соблюдением грамматических норм в письменной речи: только 50% выпускников написали сочинение без грамматических ошибок.

По данным специалистов, наибольшие затруднения у выпускников вызвали задания по синтаксису — разделу, в рамках которого изучаются словосочетания, предложения и правила их построения. Средний процент выполнения заданий базового уровня здесь 55%, высокого уровня — 36%. Низок и процент выполнения заданий части 2, проверяющих сформированность лингвистической компетенции в области словообразования (57% выполнения), речеведения (56%) и особенно морфологии — 42%.

Можно предположить, подчеркнула Цыбулько «МК», что «выявленные методические просчеты в обучении русскому языку связаны с игнорированием ключевой роли планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их взаимосвязи».

Другой причиной невысокого уровня практической грамотности, по ее словам, является падение у молодого поколения интереса к чтению: «С современными детьми говорить о литературе надо иначе! Необходима современная концепция литературного образования, ориентированная на поколение, владеющее Интернетом. Опасно подходить к литературе как к предмету, по которому достаточно «накопить знания, умения и навыки».

Физика: Число 100-балльников сократилось в пять раз

Разобравшись с основными сложностями, подстерегавшими выпускников при сдаче обязательных предметов, посмотрим, с чем они столкнулись, сдавая предметы по выбору. Взять хотя бы ЕГЭ по физике — второй по популярности в этом году и необходимый для поступления на большую часть инженерных специальностей.

По данным Рособрнадзора, физику этим летом сдавали более 206 тыс. выпускников. Не справились с заданиями более 12,5% участников экзамена. 100 баллов получил 41 человек. А это — в пять раз меньше, чем в 2011 году! Результаты, мягко говоря, не блестящие — даже с учетом того, что минимальный порог, свидетельствующий о сдаче предмета, был повышен по сравнению с прошлым годом и установлен на уровне 36 баллов.

Наибольшие затруднения у выпускников, по данным предметной комиссии, вызвали качественные вопросы на объяснение физических явлений и процессов. Так, проблемы, уточнила руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике Марина Демидова, «отмечаются в усвоении отдельных элементов молекулярно-кинетической теории, электростатики и волновой оптики».

Хуже того. Уверенно решают задачи повышенного и высокого уровня сложности не более четверти участников экзамена, констатировала она. Так что нам остается надеяться, что после окончания вуза именно эти ребята, а не другие три четверти будут проектировать наши корабли, самолеты и гидротурбины, строить здания и мосты и запускать космические корабли. Аминь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру