Изначально доверенность на управление автомобилем нужна была для противодействия угонам. Раньше она заверялась нотариусом, но потом законодатели решили, что и простой рукописной будет вполне достаточно.
В 2010 году депутаты от ЛДПР решили пойти еще дальше и предложили вовсе отменить эти доверенности. Но инициатива была отклонена, поскольку большинство парламентариев сошлись во мнении, что это может быть на руку угонщикам.
В апреле 2012 года с подобным предложением выступили сразу два комитета Госдумы — по конституционному законодательству и госстроительству. По мнению этой группы депутатов, доверенность вполне может заменить полис ОСАГО с вписанным в него именем водителя.
Но против таких изменений выступил Минюст, который направил в Госдуму письмо, где так изложил свою позицию: доверенность является основанием для привлечения виновника дорожно-транспортного происшествия к ответственности.
И поправки в закон снова не были приняты.
Но сторонники отмены спорного документа, видимо, решили не сдаваться. И вот теперь Комитет Госдумы по госстроительству направил письмо Дмитрию Медведеву. Депутаты предлагают в ПДД изменить положение, которое обязывает водителей иметь при себе «документ, подтверждающий право владения или пользования или распоряжение транспортным средством». Речь здесь идет только о пользовании, поскольку на остальные действия с автомобилем нужна нотариально заверенная доверенность. Также следует отменить статью КоАПа, по которой машину в случае отсутствия доверенности у водителя отправляют на штрафстоянку.
В ГИБДД с депутатами согласны. Там говорят, что информацию об автомобиле, его владельце и о том, состоит ли он в угоне, любой инспектор может сегодня проверить на месте, войдя в базу или связавшись с соответствующей структурой.
— Концептуально мы эту идею поддерживаем. Такой документ морально устарел, — сказал «МК» референт ГУОБДД МВД России Дмитрий Лейбов.
Одним из авторов предложения об упразднении доверенностей, как выяснилось, является Александр Шумский, руководитель «Московского центра борьбы с пробками». Он даже организовал целое движение в поддержку идеи.
— Доверенность никак не подтверждает право распоряжаться автомобилем, потому что владелец машины и так уже перечислил всех допущенных к управлению в полисе ОСАГО. Такая филькина грамота осталась только в отсталых странах. В Белоруссии и на Украине, например, она уже отменена, — сказал Шумский.
По его словам, в приватной беседе в ГИБДД, где полностью согласны с такой позицией, ему было сказано следующее: «Нам просто сейчас не до этого вопроса, мы не будем им заниматься».
— А вот миллионам людей до этого вопроса, когда на посту их останавливает инспектор ГАИ и требует доверенность с одной целью: придраться к отсутствию или просрочке документа, чтобы потом решить эту проблему неформально.
На вопрос, что, по его мнению, может свидетельствовать о том, что водитель управляет автомобилем с согласия его владельца, Александр Шумский ответил так:
— Мировая практика пришла к следующему: если автомобилем пользуется не его собственник и он при этом не находится в угоне, а водитель имеет на него документы (техпаспорт, страховку, ключи), то больше никаких справок ему и не требуется.