«Света из Иванова» всегда была трендом, только вектор поменялся на противоположный. Ведь почтальон Стрелка из фильма «Волга-Волга» в исполнении Любови Орловой или «Член правительства» Веры Марецкой тоже были «Светами». Лучами света в темном царстве. Но они прорывались из этого царства на поверхность, на волю, и получалась Золушка, оказавшаяся элитой. Благодаря, конечно же, Великой Октябрьской, когда в отличие от американской мечты русская поднималась наверх лишь благодаря социальному положению, принадлежности к рабочему классу.
Так было с переменным успехом до
Теперь над простыми людьми принято смеяться. Ну примерно как при крепостном праве. Выйдет барин: а ну-ка, Васька, снимай штаны и пляши! Сейчас крепостное право возвращается, но уже как фарс.
Еще в последние годы совка рабочая аристократия раздобрела, ожирела, слилась с КПСС. И работяга перестал быть гегемоном. Подворовывал все, что плохо лежит на любимом заводе, нес добытое домой. Но тогда над ним никто не издевался!
Теперь их считают недоумками, неполноценными, быдлом. Как власть, так и те, кто против этой власти. Нет, по телевизору показывают вождя, активно двигающего желваками против олигархов. Он же весь вышел из народа, сын семьи трудовой, помнит еще, как это было. Аж у самого Дерипаски может отнять незаконно присвоенную им авторучку и раздать его деньги бедным. Так это выглядит на голубом экране. И на голубом глазу.
На самом деле людям из власти по большому счету плевать, что там с народом происходит. Они нужны лишь в день выборов. Вот только тогда приезжает к ним первое лицо, такое родное, свое, и агитирует: мы с вами одной крови, вы и я. Но что общего у несчастных бюджетников и еще оставшихся в некоторых местах отмирающих как класс работяг и у властелина главных финансовых потоков?
Но так же презрительна к народу и оппозиция. Самое мягкое слово у них — анчоусы, обычное — быдло. «Они не имеют права голосовать, потому что обеспечат нам власть Путина на веки вечные» — так говорят самые продвинутые из них. Они презирают всех, кто организованной толпой шел на «поклонные» митинги, зато себя считают высшим разумом, благородным сословием.
И еще их засовывают в телевизор. Но если в комиссаровской «Моей семье» и в якубовическом «Поле чудес» над «быдлом» умилялись, лишь хитро подмигивая: «вы же видите, что это такое», то теперь Света в настоящем топе.
Ах, как на ней приятно потоптаться! Такая пухленькая провинциальная дурочка. «Мы стали более лучше одеваться» — это теперь пароль для всеобщего продвинутого стеба. В передаче «Луч света» наша девочка продолжает жечь: «У нас в городе стояла развалившаяся больница, но теперь нам ее так отделали... обделали». Гы-гы-гы!
Света не дура, это же ясно. Но должна ею быть, причем именно дурой-дурой. А если чуть-чуть поумнеет, поймет, что к чему, то для передачи это будет очень плохо. Просто ужасно. Но она поймет обязательно, а потому дурой уже будет притворяться. И тогда это уже смерть, Света сгорит как мотылек.
Ее демонстрируют, как когда-то в цирке бородатую женщину или человека-слона. Там, на телевидении, считают, что дураки и дуры (то есть зрители) именно такую Свету будут смотреть с большим удовольствием. Ведь каждый дурак или дура таковыми себя не считают, а уж когда увидят в ящике кого-то глупее себя, то с гордостью могут посмотреться в зеркало: вон я какой красавец умненький! Это повышает самооценку. Ведь в каком-нибудь «Поле чудес» или в «Миллионере» мы тоже кричим в ящик: «Ну идиоты, простого слова из трех букв отгадать не могут!». И опять же гордимся собой.
Гении продвинутого ТВ так шутят, презрительно называя свою аудиторию «пушечным мясом для собственных ток-шоу». Приглашая Свету в свой прайм-тайм, сами они, конечно же, по вечерам смотрят только лишь Бунюэля и Бергмана с Тарковским. Смотрят и нарадоваться на себя не могут.
Но это высокомерное презрение им еще аукнется, отольются кошке мышкины слезки. Все мы уже проходили, и все будет вновь. От Светланы Сорокиной до Светы Курицыной всего один шаг.
А поскреби всех этих «останкинских» интеллектуалов, великих телевизионных звезд, и из каждого вылезет такая Света Курицына, пальчики оближешь!
МАТЬ РОДНА
Говорят, красота спасет мир. Репортер канала «Россия» Анастасия Попова очень красива, молода, стройна. Но она никого не спасет. Она работает в «горячей точке», в Сирии, как проклятая и на фоне собственного обаяния показывает нам фильм ужасов.
Важнее всего для нее — хорошо сделать свою работу. То есть быть там, где прямо сейчас стреляют, убивают, где все взрывается по периметру. Ее задача донести информацию и перегнать картинку.
Она и ее съемочная группа, конечно, герои этой войны. Вот Настя в кадре, прямо тут же рядом бухает снаряд, автоматные очереди, а она передает, передает... Садится в вертолет к местным погранцам, те делают боевой обзорный вылет над районом, контролируемым боевиками. Настя передает и оттуда.
Я знаю, что она замужем. Как ее отпускает муж? Как он вообще это выдерживает, что за мысли роятся в его голове? Вот он смотрит на свою девочку по телевизору, и что...
Что это за девочки вообще такие, вечно бросающиеся в самое пекло? Кто и что их гонит туда? Вопрос, конечно, к психоаналитику. Но их так много. И в нашей редакции их много. Как где-то что-то взорвалось, утонуло, войнушка опять началась, обязательно посылают кого-то из этих девочек. Мужиков тут практически нет.
«Мудрые» слова политобозревателей, которые они произносят из жаркой, залитой светом студии, ничего не стоят по сравнению с тем, что делают эти девочки. Конечно, каждый хорош на своем месте, но почему именно они в большинстве своем оказываются там, где убивают?
Кроме отчаянности они демонстрируют еще и высший пилотаж профессии. Посмотрите репортажи Насти Поповой (Анастасией после всего увиденного назвать ее как-то не получается): настолько полноценно, въедливо, до мельчайшей детальки обо всем рассказывает она.
Но ее красота никого не спасет. Какую бы полную информацию Настя ни доносила до нас из Сирии, люди там все равно будут уничтожать друг друга. Они будут уничтожать, а она рассказывать об этом и показывать. Каждому свое.
Следующий обзор «Теленедели» выйдет 17 августа.