Ревматическими заболеваниями, которых больше ста разновидностей, страдает более миллиона россиян. Из них не менее 850 тысяч больны РА. При ревматоидном артрите пациенты чувствуют постоянную боль и скованность в суставах, которые со временем разрушаются. Болезнь ведет к поражению сосудов, быстрому развитию атеросклероза и осложнениям в виде инфарктов или инсультов
Проблема РА актуальна во всем мире. Стремительное распространение этого заболевания (в период с 2005 по 2015 год ожидается 75% прирост) ученые связывают и с эпидемией ожирения. По данным ВОЗ, количество людей с ожирением за 15 лет также возросло на 75%, при этом риск развития РА при ожирении повышается в несколько раз.
Однако ни один человек не застрахован от развития РА. Наиболее часто болезнь поражает работоспособных людей от 30 до 50 лет. Замечено, что женщины заболевают в 5 раз чаще мужчин. По статистике, уже через 5 лет от начала заболевания половина (!) пациентов становится инвалидами и утрачивает работоспособность. Ежегодно инвалидность в связи с ревматическими заболеваниями получают 80 тысяч россиян, из которых каждый второй — человек дееспособного возраста (то есть, мужчина до 49 лет или женщина до 44). Средний возраст лиц, которым впервые устанавливается инвалидность, — всего 41 год. Тревожно и то, что инвалидизация наступает очень быстро. Так, 50% больных РА становятся инвалидами II и I группы в течение первых 3 лет с момента постановки диагноза.
В Европе дела обстоят немногим лучше: как минимум 1 пациент из 5 бросает работу в течение 5 лет после постановки диагноза РА, а 88% бросают ее до 60 лет. В странах ЕС и США бьют тревогу в связи с ущербом, который наносит РА экономике. В Америке подсчитали, что если прямые расходы здравоохранения на лечение РА составляют 8,4 млрд. долларов (а это 21% от общих расходов на здравоохранение!), то косвенные, обусловленные потерей пациентами работоспособности, доходят до 10,9 млрд.! А из-за того, что люди преждевременно умирают, бюджет США теряет еще почти 20 млрд. В России убытков никто не подсчитывал, но американские цифры описывают ситуацию очень красноречиво.
Многие годы это заболевание считалось тяжело поддающимся лечению — до 30% больных не получали положительного результата от традиционной терапии. Раньше лечение заключалось в основном в устранении неприятных симптомов болезни: от болей давали болеутоляющие, применяли тепловые процедуры, делали примочки. Потом стали применять синтетические гормоны, дающие, увы, серьезные побочные эффекты.
Но с наступлением XXI века для ревматиков началась новая эра, связанная с изобретением высокотехнологичных препаратов — т.н. биологических агентов. Которые целенаправленно (точечно) подавляют отвечающие за воспаление клетки, не нанося вреда иммунной системе. Открытие биоагентов ревматологи приравнивают к изобретению антибиотиков в середине прошлого века.
— При появлении эффективных методов диагностики и лечения ревматоидный артрит стал хроническим заболеванием, которое поддается контролю. Сегодня есть препараты, которые позволяют пациентам забыть и о боли, и вообще о том, что они больны, а ведь еще недавно такое казалось фантастикой. Акцент в лечении сегодня сместился от простого устранения симптомов к целостной модели, направленной на профилактику повреждения суставов, сохранение их нормальной функции и нормализацию качества жизни пациентов. Раннее начало лечения эффективными биологическими препаратами с учетом индивидуальных данных пациента позволяет сегодня людям с РА вести нормальный образ жизни, — уверяет ревматолог из Мюнхена Клаус Крюгер.
По данным доктора Крюгера, проведенные в Германии исследования позволили доказать, что при эффективном контроле РА риск инфарктов и инсультов серьезно уменьшается. «Не менее важно, чтобы врачи призывали своих пациентов более активно участвовать в собственном лечении — бросать курить, поддерживать нормальную массу тела, заниматься спортом и соблюдать схемы лечения», — говорит Клаус Крюгер.
Российским больным новейшее лечение сегодня теоретически тоже доступно, однако, учитывая его дороговизну, получить, его, увы, непросто. Тем не менее в стране работает около 60 центров, где проводят терапию биоагентами.