Прививка от креативности

Дополнительные знания дает лишь каждая десятая московская школа

Детские кружки и секции переживают тяжелое время, констатировали участники «круглого стола», посвященного качеству дополнительного образования. Школам эта работа невыгодна. Крупные государственные центры досуга оказались на грани выживания из-за непомерной арендной платы. А дополнительное образование за свой счет по карману далеко не всем.

Дополнительные знания дает лишь каждая десятая московская школа

На сегодняшний день из 70 тыс. образовательных учреждений страны дополнительное образование дают всего 17 тыс. кружков и секций — государственных, школьных и частных. Сюда же входят 4 тыс. спортивных секций, что для России явно мало. Однако дальше, если ничего не менять, будет еще хуже. Подрастающее поколение может лишиться значительной части даже того, что есть. А оставшиеся кружки будут стремительно превращаться в платные.

Уже сейчас крупные государственные центры допобразования, где сконцентрирована основная масса бесплатных кружков и секций, находятся на грани разорения. Как неоднократно писал «МК», перевод образования на нормативно-подушевое финансирование сократил средства, отпускаемые государством на дополнительное развитие детей, до минимума — даже в сравнительно благополучной Москве они составляют лишь 900 руб. на одного ребенка в год. (Для сравнения, на школьника выделяется 120 тыс. рублей в год.)

При таком голодном пайке на центры детского творчества тяжелым бременем ложится содержание имущества — особенно крупных площадей в госучреждениях, разъяснила суть происходящего директор культурного центра ЗИЛа Елена Зеленцова. А тут еще «по новому законодательству эти траты должны закладываться в стоимость услуги». Так что прежде бесплатные кружки и секции с неизбежностью станут превращаться в платные. А отсутствие прозрачности в распределении бюджетных и внебюджетных мест придаст процессу коммерциализации допобразования еще и ярко выраженный коррупционный окрас.

Не заинтересована в развертывании сети кружков и секций за 900 рублей с человека в год и школа. По словам уполномоченного по правам ребенка в городе Москве Евгения Бунимовича, подавляющее большинство столичных школ оснащены современной компьютерной, спортивной и прочей техникой и, казалось бы, должны работать с детьми как минимум до вечера, когда родители возвращаются с работы. А они после уроков стоят запертыми. Дополнительным образованием детей занимаются в лучшем случае 10% из 1,5 тыс. московских школ.

Остаются коммерческие кружки и секции. Но, во-первых, они не всем по карману — четверть российских семей до сих пор живет за чертой бедности. А во-вторых, родителям, по словам члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Светланы Журовой, удобнее, чтобы дети занимались дополнительно в своей школе. «При этом на первое место они ставят доступность дополнительного образования и не хотят платить за то, что всегда было бесплатным. В школе же не хотят работать за небольшие деньги: им выгоднее репетиторствовать. И дети, вместо того чтобы ходить в кружки и развиваться, сидят у компьютеров и играют в «стрелялки».

Не стоит думать, что это сугубо семейная проблема. Без развитой сети дополнительного образования не создать широкого слоя креативно мыслящих людей. «А без него стране никогда не стать конкурентоспособной, — предупреждает Евгений Бунимович. — Так что, по сути дела, поддержка допобразования является государственной задачей». Между тем единой государственной стратегии поддержки допобразования детей в стране как не было, так и нет. И каждый выживает как может.

В некоторых регионах (в Пермском крае и в Татарстане), рассказала «МК» Светлана Журова, проблему пытаются решать с помощью сертификатов, выдаваемых ребенку на бесплатное посещение одного кружка в течение учебного года. Правда, схема не выглядит идеальной: за второй и третий кружок семьям надо платить, да и не очень понятно, как быть, если все захотят пойти в какое-то одно суперпопулярное учреждение — и оно не сможет принять всех желающих, признала Светлана. Тем не менее итоги этого пилотного проекта будут рассмотрены и, возможно, распространены на всю страну. Тогда учреждения допобразования начнут борьбу за ребенка, который к ним придет с бюджетными деньгами, не исключает сенатор.

Не отвергла Светлана Журова и предложение «МК» законодательно закрепить минимальный норматив на допобразование. Например, заложить в законе, что он не должен быть меньше определенной доли финансирования школьного образования. В любом случае надо что-то решать: «Одна из составляющих протестных настроений, включая те, что вылились в выступления на Болотной площади, состоит в том, что люди хотят, чтобы их дети находились в безопасной развивающей среде. А такой возможности у них сегодня нет», — подытожил дискуссию столичный уполномоченный по правам детей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру