Мне, как дипломированному горному инженеру-геофизику, человеку, посвятившему значительную часть жизни геологии, больно видеть, что творят сегодня чиновники Минобразования с одним из старейших столичных вузов — Московским государственным горным университетом. Сам я выпускник Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова, но всегда с особым уважением относился к той великолепной образовательной и научной школе, которая многие годы существовала в стенах родственного московского вуза. На жизненном пути встречал многих его воспитанников, убеждался в их высоком профессионализме и преданности профессии. Любому, кто имеет отношение к горной отрасли, хорошо известно, что МГГУ всегда играл базовую роль как в подготовке инженерных кадров для нее, так и в определении идеологии и методологии ее развития. За почти столетнее существование Московский горный выпустил десятки тысяч специалистов, подготовил более 4,5 тысяч кандидатов наук, около 700 докторов наук.
И вот сейчас чиновники выносят всему этому свой безапелляционный приговор. Без какого либо публичного обсуждения и предварительных консультаций, без совета с академической общественностью и профессионалами горной отрасли, без учета мнения трудового коллектива и студентов взяли и кулуарно решили — присоединить МГГУ к Национальному исследовательскому техническому университету «МИСиС» в качестве структурного подразделения. То есть в сущности речь идет о ликвидации базового вуза в системе высшего горного образования, чем наносится сокрушительный удар по горной промышленности страны, имеющей стратегическое значение для экономики России.
Обращает на себя внимание не только поспешность данного решения, но и та возмутительная форма, в которой все проделано. Приказ Минобрнауки о присоединении МГГУ к МИСиС был подписан 14 мая прежним министром А.Фурсенко. Сделано это было буквально перед самым уходом его из министерства, когда он уже находился не в статусе министра, а в статусе исполняющего обязанности. Вот такой коварный «последний привет» от деятеля, принесшего множество бед российской системе образования. Да, именно коварный и вероломный! Ибо еще незадолго до этого в том же Минобразования заверяли, что никакой реорганизации МГГУ не планируется. Более того МГГУ был включен в утвержденную в январе нынешнего года тогдашним Председателем Правительства РФ В.В.Путиным Долгосрочную программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года. На вуз возлагалась ответственная задача — сформировать единый научно-образовательный центр по подготовке и переподготовке кадров для угольной отрасли и обеспечению ее инновационного развития. Как это будет выполняться теперь? Неизвестно.
Возникают вопросы и к новому министру образования и науки Д.Ливанову. Ведь именно он до недавнего времени был ректором МИСиСа, который теперь собирается поглотить МГГУ. Какова его роль в этой «операции с интеграцией», весьма смахивающей на рейдерский захват? В странном свете предстает смысл недавних откровений нового министра о том, что нам надо, дескать, в 2 раза сократить бюджетные места в вузах, что на сегодняшний день России нужно «не так уж и много» инженеров и т.д.
Оговорюсь: никто не выступает против реформ системы высшего образования как таковых. Да, здесь многое надо менять и переводить на современные рельсы. Понятно, что без укрупнения вузов, объединения некоторых из них не обойтись. Но ведь объединение объединению рознь. Можно делать это на серьезной основе, с искренней заботой о развитии образования и науки, а можно творить административный произвол, сбивая все в кучу сугубо механически, ломая через колено целые научно-образовательные школы и судьбы людей. Говорят, что есть два типа реформаторов. Одни подходят к реформам с умом, а вот другие — с топором. К сожалению, МГГУ попал именно под «топор». Слишком много важных вопросов не учтено, не просчитано. В приказе Фурсенко предусмотрено многое: решение имущественных вопросов, закрытие лицевых счетов, нотариальные действия и так далее. А вот о соблюдении интересов и прав преподавателей и студентов по сути лишь формально упомянуто. Ничего не говорится о гарантиях по сохранению рабочих мест преподавателей. В очень двусмысленное положение поставлены студенты. Ведь МГГУ готовит специалистов по 5 летней программе обучения, а МИСиС — бакалавров и магистров по
И подобных неувязок и нестыковок так много, что вызывает недоумение: почему же все так непродуманно? Впрочем, возможно, правы те, кто считает, что наоборот вся эта «кавалерийская атака» очень даже продумана. И что основная подоплека в том, чтобы просто взять под контроль крупный объект недвижимости — комплекс зданий МГГУ (более 42 тысяч кв. метров) , находящийся на поистине «золотом месте», практически в центре Москвы.
Понятно, что все это вызывает законное возмущение и протест у всех, кому небезразлична судьба МГГУ, и в первую очередь у его профессорско-преподавательского состава и студентов. 500 преподавателей и 2,5 тысячи студентов вуза подписали коллективное обращение в Генпрокуратуру РФ. Люди обращаются к руководству страны, в другие инстанции, выходят на протестные акции. Казалось, бы это повод для того, чтобы прислушаться к их доводам. Но бюрократическая машина пытается тупо давить тех, кто выражает несогласие. Так недавно по сути расправились с главным ученым секретарем университета, профессором Александром Вержанским, который возглавил протестные действия против присоединения Московского горного к МИСиСу. Причем повод нашли издевательский. Уважаемому ученому и преподавателю инкриминировали прогул. А «прогулом» посчитали его участие в круглом столе, проводимом Общественной палатой РФ как раз в связи в конфликтной ситуацией в Московском государственном горного университете.
Нет, это не реформы. Это унтер-пришибеевщина какая-то получается. В сущности в этой прискорбной истории с реорганизацией МГГУ отразилось все самое худшее, что происходит в нашей системе образования в последние годы, да, впрочем, не только в ней. Бюрократический апломб и глухота, монополия на истину, абсолютное нежелание слышать учитывать иные мнения, анализировать последствия, — все это обладает колоссальным разрушительным потенциалом, и не имеет никакого права именоваться реформами.
Между тем, есть ведь разумные варианты выхода из скандальной ситуации, сложившейся вокруг МГГУ. Высказывается, в частности, предложение о создании согласительной комиссии, в которую на партитных началах вошли бы все участники конфликта. Надо искать консенсусные подходы. Варианты могут быть разные, но важнейшее условие — сохранение для МГГУ статуса университета как базового высшего учебного заведения горной отрасли, а также обеспечение прав и гарантий студентам и всему коллективу Горного университета. Реализация приказа Фурсенко, наносящего ущерб учебному процессу и научной деятельности, безусловно должна быть остановлена. Тем более что он был издан с нарушением порядка публикации данного рода нормативных актов,
Я, как лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, готов вынести эту проблему на парламентский уровень, направить соответствующие депутатские запросы, да и вообще сделать все возможное, чтобы поддержать тех истинных патриотов Московского горного, которые борются за свою альма-матер и против бюрократического произвола чиновников Минобрнауки. Ну а самим чиновникам хотелось бы напомнить, что даже сатирические персонажи Салтыкова-Щедрина из «Истории города Глупова» понимали, что «просвещение следует внедрять умеренно, по возможности избегая кровопролития». Остановитесь, господа, в своем административном раже! Услышьте в конце концов людей, ради блага которых, собственно, и проводятся любые реформы, реорганизации и преобразования! А то все у вас так и будет получаться по известной поговорке «Пользы — по щиколотку, вреда — по колено».