Так называемые ойл-туры, от английского oil — нефть, — новое веяние в туристской моде. Пока они не набрали широкой популярности, но специалисты пророчат им радужное будущее.
— Подобные программы вписываются в категорию промышленного туризма, к которому относятся путешествия, например на автомобильные заводы, или знакомство с циклом мартеновских печей. Некоторые регионы — Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — думают сделать этот турпродукт своим брендом, — рассказывает пресс-секретарь Ростуризма Олег Мосеев.
По его словам, основная целевая аудитория такой турэкзотики сидит пока в больших городах Центральной России. В основном это люди, неплохо зарабатывающие и прогрессивные, то есть верхняя прослойка среднего класса. «На самом деле сегмент довольно разнообразный. Но в первую очередь на месторождения поедут не только бизнесмены, но и те люди, которых интересует технологическая составляющая процесса. Им будет интересно посмотреть, как все работает и с чего начиналась наша нефтяная индустрия. Кроме того, это привлекает людей старшего поколения, выросших на популярном лозунге «Россия — нефтяная держава», — говорит Мосеев.
Как говорит Олег, сегодня многие думают, что в России нефть добывается варварским способом. Однако на самом деле все производство автоматизировано и очень «фотогенично». Картина индустриальных пейзажей с разноцветными трубами, мощными буровыми установками на фоне зеленых лесов и полей впечатляет наевшегося европейскими, таиландскими или турецкими натюрмортами горожанина. Кстати, важно учесть тот факт, что все регионы, где есть такие предложения, находятся в тысячах километрах от столицы и стоимость билета в один конец порой доходит цены до полного тура в какую-нибудь Анталью.
Хай-тек под северным сиянием
Пожалуй, главное место, которое сейчас находится в открытом доступе для обывателя, интересующегося нефтедобычей и ее историей, это Ханты-Мансийский автономный округ, входящий в состав Тюменской области. Идея создать и разработать такие туры пришла в 2004 году местному этнографу, журналисту Лилии Цареградской. По ее словам, сегодня этот край привлекателен именно своей индустриальной историей. Нужно делать ставку на современность.
— Мне кажется, что если сегодня у нас предлагать туры, то это должны быть только нефтяные поездки. Югра — это даже не олени, не юрты, не племена, ведь о них все знают! Сюда нужно ехать, чтобы увидеть северное сияние и побывать на буровой. Это сегодняшняя история, которая творится у нас на глазах. Ведь край встал на ноги, достиг благополучия и процветания только благодаря нефтяным разработкам, а не своим традициям. Хотя я ни в коей мере не умаляю их достоинства, — высказывают свою точку зрения Лилия Васильевна.
Эту же идею поддерживает основатель фирмы, занимающейся ойл-турами, Александр Фролов, в прошлом нефтяник с десятилетним стажем. Так, например, экономика Сургута плотно связана с разработкой именно этого ресурса, поскольку город является неофициальной нефтяной столицей России. Как говорит Фролов, поселению более 400 лет, а развиваться оно начало только после 1953 года, когда была построена первая вышка: «Город рожден дважды. Второй раз он начал жить после приезда нефтяников. Это даже видно по количеству людей, проживающих тогда и сейчас. 30 тысяч к 300 тысячам!»
Интересно, что не только жители столиц, но и сами горожане не знают своей истории. По словам местных краеведов, корни этой «неграмотности» таятся в середине прошлого века.
— В начале
Отчасти именно поэтому сегодня ойл-туры покупают семьи нефтяников. Они хотят знать истоки и предысторию. Кроме того, поездки пользуются популярностью среди корпоративных клиентов и специализированных предприятий, тоже связанных с отраслью. Отдельно стоят заезжие командировочные, которые прибывают на несколько дней и не знают, как провести выходные.
— Как правило, мы предлагаем путешествие на сутки или на двое. Стоимость варьируется от 2500 до 6000 рублей соответственно. Маршрут начинается в Сургуте, потом остановка в Нефтеюганске, далее поселок Пойковский и город Ханты-Мансийск. Это автобусная поездка, где на протяжении всего пути люди слушают экскурсовода, смотрят фильмы про нефтяников, про сырьевую историю края и его героев, — рассказывает соучредитель турфирмы Ольга Фролова.
Поездка стартует со старого автовокзала, откуда на месторождения и по сей день отправляются настоящие работники месторождений. По дороге экскурсанты увидят первую буровую, которая уже стала живым памятником. Она выкачивает всего лишь полторы тонны в сутки (по сравнению с другими гигантами это очень мало). Потом автобус заезжает к памятникам, историческим, краеведческим музеям, проезжает мимом месторождений, качалок — огромных насосов, выкачивающих нефть из земли, и буровых установок.
— Здесь мы скорее делаем упор на просветительскую сторону. «Обзорки» по городам, рассказы о местах, людях, живущих и живших здесь. Показываем исторические поселения нефтяников, нефтедобывающие управления. Также всю инфраструктуру города, начиная от храмов, культурных центров и биатлонных комплексов. Завершается экскурсия в Ханты-Мансийске, событийном и культурном центре округа. Здесь проходит огромное количество фестивалей, разных мероприятий, — объясняет Александр Фролов.
Каска с фонарем
Это стандартная поездка, замечает Фролов, но можно сделать и специальный тур. Так как специалисты обычно не хотят лазать по вышкам, то опция заезда на такие точки обычно не включается. Однако для заезжих клиентов готовы создать все условия.
По словам организаторов, у них есть «все самое интересное». Колбочки с нефтью они, правда, не готовы дарить, поскольку ни в один самолет с такой тарой туриста никто не пустит. Но они с удовольствием выдадут настоящий костюм и каску с фонарем.
— У нас есть и полигон — буровая. Это учебный центр для будущих работников. Там можно посмотреть весь технологический процесс. Это огромный автоматизированный механизм, — рассказывает Александр.
Чего только стоят
— Но для того, чтобы качать сырье, сначала нужно до него добраться. Сам процесс бурения, конечно, мы не сможем показать, это небезопасно. Но могу сказать, что через каждые
По его словам, такая установка стоит несколько миллионов долларов, и примерно столько же стоит передвинуть ее на другое место. Именно поэтому скважины делают наклонными, чтобы не переносить всю вышку с места на место, а просто передвигать сверло, не трогая стоящую на одном месте железную машину.
— Производство не очень чистое. Когда идет настоящее бурение, сверху падает раствор, все ходят в касках. Кроме того, шум, гудят и сами скважины, когда поставят на них качалку. Буровая — это мощь, ее вид впечатляет, — рисует картину процесса Александр.
По его словам, в регионе есть все — дороги, инфраструктура, хорошие гостиницы и интереснейшие в своей самобытности города. Местных турпредпринимателей беспокоят лишь невероятно дорогие авиабилеты, цена которых в один конец варьируется от 15 до 20 тысяч рублей.