Как сообщили РИА "Новости" адвокаты Игорь Трунов и Людмила Айвар, суд также устранил фактические ошибки и описки и внес соответствующие изменения в текст решения.
Теперь решение по дело о "Горд-Ост", которое ЕСПЧ вынес еще 20 декабря 2011 года, после обжалования в Большой палате суда, вступило в законную силу.
Потерпевшие подали жалобу в Страсбургский суд еще в 2003 году. Руки у судей дошли до этого дела только в 2007 году.
Потерпевшие обвиняли российские власти в необоснованном применении силы, неоказании заложникам своевременной медицинской помощи и недостаточно эффективном расследовании теракта.
Все это время потерпевшие пытались найти правду в российских судах, проигрывая десятки дел. Только тем, кто потерял в результате теракта кормильца, удавалось отсудить какие-то деньги в качестве материальной компенсации.
Наконец, 20 декабря 2011 года появилось долгожданное решение ЕСПЧ. Европейский суд согласился с претензиями заявителей к качеству планирования и проведения спасательной операции, а также к эффективности расследования теракта. В то же время суд не нашел нарушений прав человека в решении властей применить силу для освобождения заложников и использовать в ходе штурма спецсредства. Кроме того, суд не счел необходимым выносить отдельное решение по другим жалобам заявителей, ссылавшихся также на статью 3 конвенции (запрещение пыток).
С России согласно этому решению в пользу 64 истцов было взыскано 1,24 миллиона евро. Каждый из истцов получит от 9 до 64 тыс евро. Кроме этого Россия будет обязана возместить возместить заявителям судебные издержки на общую сумму около 30 тысяч евро и оплатить двоим из них транспортные расходы в размере 2 тысяч евро каждому.
Адвокат Трунов объяснил, что теперь потерпевшие будут подавать к московским властям новые иски о взыскании компенсаций, так как в феврале 2010 года Конституционный суд РФ принял решение, согласно которому вердикты, вынесенные ЕСПЧ по гражданским делам, являются основанием для пересмотра решений российских судов.
Адвокат также уточнил, что решение ЕСПЧ позволит возобновить и расследование теракта, так как все решения об отказе в возбуждении уголовных дел подлежат отмене. Возможно те детали происшедшего, которые по утверждению потерпевших и правозащитников васти и следствие пытались скрыть, теперь получат правовую оценку.
Напомним, что теракт на Дубровке произошел в октябре 2002 года. В здание, где шел популярный мюзикл "Норд-Ост", ворвалась вооруженная группа из 40 бандитов во главе с Мовсаром Бараевым и взяла в заложники 912 человек, в том числе женщин и детей. Переговоры с властями продолжались почти трое суток. Затем спецслужбы пустили в помещение отравляющий газ, состав которого не раскрывался. После этого начался штурм здания, в результате которого все террористы, находившиеся в обморочном и беспомощном состоянии были расстреляны. Многие из заложников также находились в подобном состоянии. Машин скорой помощи не хватало, заложников грузили в автобусы, которые довольно долго не могли отъехать от места трагедии. В больницах врачи не знали, какой антидот нужно вводить пострадавшим, чтобы вывести их из обморочного состояния. Всего погибли 130 заложников, а по утверждению общественной организации «Норд-Ост» - 174 человека.Милицейские чины тогда долго не сообщали, что в результате теракта погибли дети.
В рамках расследования уголовного дела обвинения в организации теракта заочно были предъявлены, в частности, Шамилю Басаеву, Зелимхану Яндарбиеву и Ахмеду Закаеву.
В июне 2003 года прокуратура Москвы прекратила в соответствии УПК РФ дела в отношении захватчиков в связи с их смертью - все они были уничтожены во время операции по освобождению заложников.
В апреле 2004 года Мосгорсуд приговорил к наказанию от 15 до 22 лет лишения свободы братьев Алихана и Ахъяда Межиевых, а также Аслана Мурдалова и Ханпашу Собралиева. Их признали виновными в подрыве автомобиля у "Макдональдса" на юго-западе Москвы, а также в пособничестве терроризму и захвате заложников в "Норд-Осте". В пособничестве при захвате заложников был признан виновным также Асланбек Хасханов. В июле 2006 года Мосгорсуд приговорил его к 22 годам лишения свободы.
В июне 2007 года следствие по уголовному делу, возбужденному 23 октября 2002 года прокуратурой Москвы по факту захвата заложников в Театральном центре на Дубровке, которое неоднократно продлевали, было приостановлено в связи с неустановлением местонахождения Закаева и иных лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, розыск которых был поручен управлению уголовного розыска ГУВД Москвы.