Как сообщили «МК» в пресс-службе суда, Александр Усачев в 2010 году проходил службу по призыву в военной части 61899, дислоцированной в поселке завода «Мосрентген», что в Ленинском районе Московской области. Парень был наводчиком мотострелковой роты. Через некоторое время у Александра начались серьезные проблемы — его командир, младший лейтенант контрактной службы Владимир Фризен, стал нагло вымогать у срочника деньги. Усачев сначала платил, а потом нервы сдали — молодой военнослужащий застрелился прямо в части. Согласно заключению комиссии экспертов, «его (Усачева. — «МК») основная активность в период, предшествующий самоубийству, была направлена на то, чтобы достать необходимые денежные средства, а невозможность преодолеть проблему вызвала повышенное эмоциональное напряжение, истощение личных ресурсов, подавленность».
В 2010 году 235-й гарнизонный военный суд признал Фризена виновным в получении взяток у ряда военнослужащих срочной службы и превышении должностных полномочий, повлекших гибель солдата. Взяточник получил 4,5 года колонии общего режима.
Убитая горем мать Усачева Наталья подала иск в Видновский городской суд, в котором потребовала с Минобороны России 5 млн. рублей в качестве компенсации морального вреда за погибшего сына, а также просила взыскать материальные расходы почти на 60 тыс. рублей. По словам женщины, ко всему прочему, после кончины Александра на протяжении пяти месяцев командование части не оформляло должным образом необходимые справки для получения компенсации на установку памятника и страховых выплат.
Ответчик на судебное заседание не явился. Поэтому Фемида рассмотрела гражданское дело в заочном режиме. Видновский городской суд решил удовлетворить иск частично. Теперь военное ведомство обязано выплатить Наталье Усачевой компенсацию морального вреда 1 млн рублей и возместить расходы — около 60 тыс. рублей.