Среди людей, вдумчиво подходящих к выбору партнера, в последнее время наметилась интересная тенденция: спутника «на всю жизнь» стоит искать в околорелигиозных кругах. При этом сам человек вовсе не обязан являться строгим блюстителем всех церковных обрядов, достаточно иметь благую цель создания семьи и честных, чистых отношений.
Все больше таких людей отправляется на так называемое трудничество при монастыре. Как оказалось, этот процесс открывает широчайшие матримониальные возможности.
Несведущим поясним: трудники вовсе не монахи — это люди, временно живущие при монастыре и выполняющие определенные работы по его благоустройству. Это может быть реставрация отдельных помещений, помощь по хозяйству и на кухне и многое другое. При этом на трудничество в мужской монастырь могут поехать женщины и наоборот. Работа не оплачивается — предполагается, что все делается «во спасение души», зато монастырь предоставляет еду и временное жилье. Так что трудники получают возможность отдохнуть от мирской суеты и проникнуться спокойствием монастырской атмосферы.
Способ, конечно, не из легких. Для осуществления этой задумки нужно заранее договориться с монастырем, во благо которого вы желаете приложить свои усилия. Срок трудничества может составлять от трех дней до нескольких недель, так что за это время можно изучить своего избранника/избранницу вдоль и поперек.
Как оказалось, тенденция пользуется популярностью как среди женщин, так и среди мужчин, причем нередко эти люди весьма далеки от религии в обычной жизни — но при этом так же далеки от пошлости и корысти. Впрочем, отношение к церкви потом часто меняется — видимо, без участия высшей силы в этих браках и правда не обошлось.
Корреспондент «МК» познакомилась с несколькими парами, нашедшими друг друга посредством трудничества, и узнала, как зарождалась их любовь.
Николай: человек и пароход
На протяжении всей своей напряженной жизни Ольга всегда руководствовалась маминым правилом: лучше быть одной, чем с кем попало. Мама, несомненно, была права в своих рассуждениях, но эта установка весьма суживала круг претендентов на Олины руку и сердце. Один оказался негодяем с пышным букетом из бывших жен и венерических заболеваний, другой исчез после ночи страсти и признаний, прихватив с собой драгоценные сережки. Работа тоже не располагала к поискам жениха: бабский круг бухгалтерш с любовью к сплетням и посиделкам. Одним словом, к тридцати годам Олечка все острее начала чувствовать приближающуюся катастрофу — мужчины нет и не предвидится, а нервов на неудачные поиски может и не хватить.
— Дошло до того, что у меня начались проблемы на нервной почве, — вспоминает Оля. — Отдых «овощем» на курорте уже не помогал, хотелось чего-то более осмысленного и умиротворенного. И подруга присоветовала мне съездить на трудничество в монастырь — мол, и попу от офисного кресла оторвешь, и от суеты мирской отдохнешь.
Подружкин совет Ольга сперва не восприняла всерьез. Но на всякий случай решила поискать в Интернете, не набирает ли кто группу трудников. Внимание ее привлек один из форумов, где обсуждалось предстоящее трудничество в Спасо-Преображенском монастыре на Соловках. Больше всего Олю заинтриговал комментарий одной из дам: «В прошлом году познакомилась там со своим будущим мужем! Планируем повторить поездку, но уже вместе».
— Я почитала сообщения участников, мне понравилось, что среди них были и вполне мирские люди, — рассказывает Оля. — Причем как мужчины, так и женщины. А последней каплей, подкрепившей мое решение ехать, стали фотографии самого монастыря — удивительно красивая, спокойная местность, просто бальзам для психики, измученной пробками и столичной спешкой.
...С одним из паломников, Николаем, Оля познакомилась еще по дороге к монастырю. А катер, доставивший их к месту трудничества, тоже носил имя Николая, только святого. Такое совпадение «человека и парохода» оказалось хорошим предзнаменованием. Новый знакомый ехал на трудничество в первый раз, собирался душевно отдохнуть от столичных треволнений и активно делился своими впечатлениями. И пока остальные паломники активно фотографировали пейзажи, Оля и Коля обсуждали преимущества трудничества в сравнении с отдыхом в Египте и Турции. Сравнение выходило явно не в пользу последних.
— Было так приятно общаться с ним, без флирта, без кокетства и ужимок, — вспоминает Оля. — Коля постоянно шутил, причем по-доброму, без подколов и стеба... Хотя в обычное время я скорее всего и внимания бы на него не обратила — внешность у него на первый взгляд такая, «необязательная»... Но когда Коля начал пересказывать фрагменты истории монастыря, вычитанные им в Интернете, у него просто зажглись глаза, и человек моментально переменился.
Работы трудникам хватало: от дежурства на монастырской кухне до прополки картошки и чистки рыбы. Трудовые «наряды» раздавались с утра, и Ольга подметила, что Николай постоянно старается держаться поближе к ней. Это было весьма полезно — когда она нечаянно опрокинула чан с кашей, Коля по-джентльменски помогал убирать «кисельные берега» и спешно доваривать завтрак до нужного количества. Девушка же, в свою очередь, вовремя забинтовала пораненный инструментом палец Николая, приговаривая старинное женское: «У сороки боли, у вороны боли...» Судя по улыбке «раненого», заговор действовал на редкость успешно.
— Для меня этот роман стал открытием, потому что впервые, наверное, меня не пытались затащить в постель в первые же дни знакомства, — откровенничает девушка. — К тому же мужчины и женщины при монастыре жили отдельно, и уединиться было сложно при всем желании. Но такое положение дел скорее подогревало интерес.
Через две недели трудничество подошло к концу. Расставаться с уже полюбившимся монастырским укладом не хотелось. Оля не была до конца уверенной, стоит ли поднимать вопрос о продолжении отношений с Николаем, но проблема решилась сама собой.
— Он просто взял мой номер телефона и предложил встретиться через пару дней после приезда домой, — вспоминает Олечка. — У меня сперва мелькнула мысль, что это отговорка и звонка мне не дождаться, но я вспомнила монастырское настроение и решила не заводить себя. И Коля дал о себе знать даже раньше, чем я ожидала.
Счастливый конец не заставил себя долго ждать. После месяца трогательного ухаживания пара собралась под венец, на зависть бухгалтершам из Олечкиного отдела. А некоторые из офисных дам взяли на заметку идею вояжа по соловецким достопримечательностям в поисках мужа.
Идентификация Анны
К выбору спутницы жизни Дмитрий подходил серьезно, как ему и полагалось по должности, мужчина находился у руля в одной из фирм и непродуманных решений не любил. Случайные встречи, конечно, скрашивали холостяцкие вечера, но чем дальше, тем чаще Дима задумывался о милой домашней женщине, готовой спасти его желудок от ресторанных ланчей. И самого Дмитрия целиком — от одиночества.
— В общем, я составил список требований к подходящей мне мадам, — усмехается Дима, вспоминая свои давние логические выкладки. — Получилось, что заранее выяснить требуемые качества весьма сложно. Ведь не станет же дама честно писать на сайте знакомств «Ищу мужа, склонна к изменам»... Да и качество домашнего борща — не тот признак, что любят отмечать брачные агентства.
Итак, Дмитрий пошел другим путем и составил круг интересов будущей избранницы. После долгого анализа вышло, что искать ее следует либо в литературных кругах, либо в религиозных. С библиотеками и книжными клубами мужчина решил не связываться, а вот последний вариант рассмотрел более тщательно.
— В качестве объекта для поисков я выбрал один из женских православных монастырей в Греции, — описывает свои приготовления Дмитрий, — и нашел в Интернете группу трудников, которые ездят туда регулярно. Монастырь принимал на работы и мужчин, и женщин, хотя последних, конечно, было гораздо больше. Вот только зря я рассказал о предстоящей поездке в офисе — до самого отъезда сотрудники прикалывались на тему садовника из «Декамерона»... Но я сразу настроился на то, что если и не познакомлюсь с кем-либо, то хотя бы посмотрю на монастырскую жизнь изнутри, так сказать.
Первые дни Дмитрий путался в именах и терминах: английским владели далеко не все представительницы прекрасного пола, а темные платки не оставляли никакой возможности классифицировать обладательниц хотя бы по цвету волос. Единственной спасительной соломинкой была Анна, одна из трудниц его группы, знавшая греческий. А по особому прищуру темных глаз Дмитрий научился узнавать ее вне зависимости от цвета платка и платья.
— В обычной жизни идентифицировать малознакомую девушку легко, — объясняет Дима. — Блондинка с третьим размером, пухленькая брюнетка, рыжуха с длинными ногами... А тут — волосы закрыты, фигуру не разобрать под всеми этими монашьими юбками... Только лицо и видно. Так что запоминать приходилось чертам характера: непоседа, ворчунья и все такое.
Однако перетруждать память приметами паломниц ему не пришлось. В очередной раз обращаясь к Анне за переводом, Дима понял, что с ней хочется поговорить о чем-то еще, кроме реставрации монастырских окон и ремонте кровли. Беседа с каждым разом затрагивала все новые и новые аспекты сложной жизни одиноких людей в возрасте «за...», и с каждым разом Дмитрий все более убеждался, что поиски его закончены. А после того как во время кухонного дежурства Анна сотворила выдающийся ужин из банальнейших продуктов, Дима окончательно пал к подолу ее юбки.
— Трудничество помогло мне пересмотреть свои требования, — признается мужчина. — Раньше внешность стояла на первом месте, а в монастыре я стал заострять внимание на личностных качествах. Так что для меня довольно быстро стало очевидным, что именно с Аней мне было бы интересно продолжить общение на более тесном уровне.
То, что под монастырскими одеяниями скрывался самородок, Дмитрий понял по окончании трудничества. В светском костюме, с аккуратной прической, Анну можно было узнать только по характерному взгляду.
Этот же лукавый прищур виден у Анны и на свадебных фотографиях...
Небесная служба быстрого реагирования
В Москве не так давно организован клуб имени Петра и Февронии — православная молодежная организация, где кроме вечеров знакомств проводятся также благотворительные мероприятия и концерты. Есть и мастер-классы — например, все желающие молодые люди могут научиться танцевать старинные танцы. Ну как же не познакомиться поближе после бурного вальса или томного менуэта?
Отдельной строкой в деятельности клуба стоит организация трудничества. В анналах клуба Петра и Февронии немало случаев, когда люди возвращались из такого паломничества вместе с новообретенной «половинкой». Видимо, есть что-то располагающее в умиротворенной монастырской атмосфере... Или просто рука божья лучше чувствуется на «подконтрольной» ей территории. Особенно ярко это проявилось в истории Ольги и Антона Вдовиченко.
— Клуб Петра и Февронии проводил благотворительный концерт в республиканской детской клинической больнице, — вспоминает Ольга. — Я выступала на сцене — пела малышам «Голубой вагон», а Антон надувал воздушные шары. Там мы впервые и познакомились.
Неизвестно, к чему бы привело такое шапочное знакомство, если бы молодые люди не отправились на трудничество в Оптину пустынь. Дел в пустыни нашлось немало: от реставрации келий до прополки монастырского огорода. Но самым тяжелым испытанием оказался подъем в 5 утра. По словам трудников, сами работы по большей части были несложными. Между поливом свеклы и перебиранием лука была масса времени для размышлений и поиска собственного пути. Вот и Антон понял, что нужно действовать проверенными монастырскими методами, а именно — изложить свою просьбу Богу.
— Я помню, как в Оптиной пустыни подходил к иконам святых и просил Господа даровать мне жену, — рассказывает Антон. — Просил искренне... А потом вышел на крыльцо Введенского храма подышать воздухом и встретил Олю. Наверное, это и был тот момент, когда я все для себя понял.
Видимо, браки и правда заключаются на небесах, раз ответ не заставил себя долго ждать...
— Меня очень удивляло поведение моего сердца: как только мы находились рядом, оно начинало радостно трепетать, ликовать. А как только расходились, то вдруг сжималось и начинало тосковать, — описывает девушка свои чувства. — Это было похоже на ощущение, когда ты чего-то очень ждешь, ищешь — и вот оно, пришло, и тут же растворилось...
Через месяц после первого совместного ужина молодые люди обручились. Они обратились за благословением к батюшке. А в том, что их отношения развиваются в правильном направлении, Антон и Ольга убедились вскоре после свадьбы, узнав о грядущем прибавлении в семействе.
Метод трудничества, конечно, сложный и подходит не всем. Но разве легче обнаружить бриллиант в мутной воде ночных клубов? Главный совет, который дают удачливые молодожены, — искать во время трудничества нужно не пару, а внутреннюю гармонию. Тогда и одиночество уйдет само собой.
* * *
Прокомментировать такой метод знакомств я попросила самих служителей церкви. Первый звонок был в Валаамский монастырский комплекс — но, к сожалению, попасть с первого раза в нужную обитель мне не удалось.
— Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к знакомствам среди трудников? — бодро проверещала я в трубку. — Поощряет ли церковь поиск своей половины такими средствами?
На том конце провода немного замялись, но все же ответили:
— Мы, конечно, очень рады, что трудничество у нас помогло кому-то найти свою любовь. Но вообще конкретно в наш монастырь приезжают только мужчины, а церковь против гомосексуализма...
Со второй попытки получилось удачнее. Сотрудник «горячей линии» скорой духовной помощи (есть, оказывается, и такая) целиком и полностью одобрил инициативу:
— Семья и монашество — это разные подвиги, но одинаково достойные, — успокоил меня дьякон Вадим. — На трудничество можно приехать для знакомства, заодно и душу очистить. Церковь не имеет ничего против. Даже семейные пары приезжают трудничать, если у них разлад в отношениях... Если вы тоже собрались ехать, то хорошо бы поговеть, исповедоваться и рассказать о своих намерениях батюшке, которому вы доверяете. Он может дать более конкретные рекомендации. А в самом монастыре нужно будет помолиться старцу Серафиму, чтобы поиски мужа или жены были успешными.