Такую инициативу внес на днях в Госдуму справоросс, зампредседателя комитета по вопросам собственности Антон Беляков. Документ предлагает внести изменения в статью 25 закона «О безопасности дорожного движения». Кроме того, парламентарий предлагает увеличить возраст, с которого разрешено управлять скутерами и мотоциклами, с 16 до 18 лет. По словам Белякова, рост количества ДТП с участием водителей скутеров растет с каждым годом примерно на 6%.
Впрочем, по словам Кузина, доля аварий, с участием двухколесных транспортных средств, включая велосипеды, составила лишь 3,9% (около 8 тысяч) от 1,3 млн. в 2011 году. При этом, количество аварий с участием мопедов растет примерно на 3% в год.
Кроме того, если для управления скутером все же придется получать права, возникает проблема с самим процессом проведения экзамена. С эти согласился и Владимир Кузин.
Сейчас те, кто претендуют на получение прав категории «А» (мотоциклы и мощные скутеры) сдают теорию и «площадку». Причем второе испытание в нынешнем виде совершенно не соответствует реальным дорожным условиям, в которых потом оказывается водитель мотоцикла.
К тому же, если претендент сдает экзамен в городе на автомобиле, рядом с ним сидит инспектор, у которого под ногами есть дублирующие педали. Таким образом, обеспечивается безопасность. Подобных инструментов на двухколесных транспортных средствах пока не придумали.
«Программы подготовки и сдачи экзаменов в ближайшее время будут меняться для водителей таких транспортных средств», — говорит замглавы ГУОБДД. По его словам, проблему можно решить, в том числе, с помощью автодромов, где транспортные потоки имитируются, а ошибки сдающего на права отслеживает компьютер.
Но здесь опять возникают проблемы с наличием этих самых автодромов. По словам Кузина, сейчас их есть «достаточное» количество. Однако, на многомиллионную Моску нет ни одного «в силу плотности застройки».
И то, что понимают в ГИБДД, могут с легкостью не учесть депутаты, которые будут рассматривать законопроект. И вполне может сложиться ситуация, что права будут необходимы, а чтобы сдать на них, придется ехать в область и отстаивать огромные очереди.
Помимо этого, скутер перестанет быть средством передвижения, которым можно будет управлять при наличии алкоголя в крови. «Права это единый документ, других в России быть не может», — подчеркивает Кузин. Управлять скутером, скорее всего, будет позволять либо специальная выделенная категория «М», либо подпункт «А1» пункта «А».
Так что, у лишенных по каким либо причинам прав водителей пропадет последняя альтернатива перемещаться на сколько-нибудь быстром собственном транспорте. А прав можно будет лишиться, проехавшись до магазина во время дачных шашлыков.
«Все эти проблемы, наверное, есть», — признает и сам автор документа депутат Беляков. Он сам выделяет еще одну возможную проблему, характерную для нашей страны: бытовую коррупцию. Справоросс признает, что нападки со стороны недобросовестных сотрудников ГИБДД на владельцев мопедов могут усилиться.
«Давайте соизмерим, что лучше: риск коррупционной сделки, того, что придется постоять в очереди, или надежда на то, что человек, который оказался в транспортном потоке за рулем транспортного средства будет знать правила дорожного движения, уметь чуть-чуть водить и, как следствие, сбережет свою жизнь», — размышляет Беляков. Но уже сейчас кажется, что многие выберут не ту сторону, которой придерживается депутат.
К счастью, регистрировать мопеды пока не предлагается.
Беляков надеется, что его инициатива начнет работать уже этим летом. Хотя, по думскому регламенту перед обсуждением каждый документ должен пройти еще массу предварительных процедур. Скорее всего, на это уйдет около трех месяцев, — говорят в комитете по транспорту.
Автор поправок и сам понимает, что вопреки всем регламентам у нас принимаются только политически «горячие» законы. Такие, как чуть не принятые 18 мая изменения в Административный кодекс, которые могут увеличить максимальный размер всех штрафов до 1,5 млн. рублей (сейчас — 5 тыс.). И это касается отнюдь не только устроителей митингов. По словам Бирюкова, и автолюбителю в случае принятия последней поправки в КоАП придется выложить до полутора миллионов рублей.