В распоряжении «МК» имеются документы, которые позволяют усомниться в честности бизнесмена Алексея Душутина. Один из этих документов уже попадал в поле зрения СМИ. Это результаты проведенной еще в 2006 году плановой проверки аудитором Счетной палаты РФ предприятия, которое возглавлял Душутин, — ОАО «Военно-строительное управление города Москвы».
Название говорит само за себя. ВСУМ — структура по-своему легендарная. В советское время ей доверяли строительство важнейших, в том числе и секретных объектов. Как рассказывает сайт компании, на ее счету Звездный городок, Театр Советской Армии, «новое» здание Министерства обороны на площади Арбатских Ворот, академия Генштаба в Тропареве, академия имени Фрунзе, «цековские» санатории «Крым» и «Южный» в Форосе.
В конце
Выводы, к которым пришли проводившие проверку сотрудники Счетной палаты, были неутешительными. Помимо многочисленных нарушений, среди которых, например, утеря реестра акционеров предприятия, особую тревогу вызвал факт, что прямо по ходу проверки, с 1 по 22 ноября 2006 года, без проведения рыночной оценки, без одобрения ее советом директоров, без привлечения Росимущества при определении цены имущества у ОАО «ВСУМ» были отчуждены объекты недвижимости. А именно — строительные объекты на
Для понимания приблизительной стоимости объектов — в документе СП приводится такой факт: в марте 2006 года совет директоров рассматривал вопрос о продаже производственной базы в
Называть выявленные факты хищением СП постеснялась, предоставив это прокуратуре. Однако факт был налицо. Как выяснилось позже, активы ВСУМ переводились на юридические лица, подконтрольные самому Душутину. Собственно, в том далеком уже 2006 году и началась кампания против этого «эффективного менеджера». Появились первые публикации, в апреле
Не совсем понятно, действительно ли подозреваемый и ныне в мошенничестве бизнесмен попался на случайной проверке, но более пяти лет ему каким-то образом удавалось успешно отбивать все атаки — уголовные дела буксовали. Душутину даже удалось отправить в тюрьму своего собственного подчиненного — Валерия Кулиша, пытавшегося выдать своего покровителя правоохранительным органам. В сентябре 2010 года некоторые СМИ даже сообщили совершенно анекдотичную информацию: ВСУМ выиграл тендер Минюста на защиту интересов страны по... гражданско-правовым делам в Европейском суде по правам человека.
Попутно абсолютно непотопляемый Душутин продолжал переписывать собственность ВСУМ на свои юридические лица. Согласно информации источников «МК», близких к расследованию, чтобы соблюдать хоть какую-нибудь видимость законности, владельцами этих фирм (всего 27 компаний) назначались и поджегший себя в здании Тверского суда папа, Виктор Душутин, и дававшая после этого полные слез и страдания интервью мама, Зоя Душутина, а также многочисленные знакомые и подчиненные «невинного сидельца», вплоть до водителей, секретарей и поваров. Реальной власти над многомиллионной собственностью, некогда принадлежавшей ВСУМ, все эти лица, разумеется, не имеют. Всем управляет сам Алексей Душутин и несколько верных ему юристов — Артур Маркарян, Анжелика Бородина, Владимир Мурасеев и Александр Малинин, а также бухгалтер Татьяна Башагина.
Этим же лицам путем реализации вексельных схем и фиктивного кредитования ОАО «ВСУМ» подконтрольными Душутину компаниями «Сапфир-М+» и «Сигма-М» почти удалось добиться признания ВСУМ банкротом — компании требуют с бывшего строительного гиганта около 480 000 000 рублей. При этом рассмотрение дел о задолженности проходило не в федеральном, а в третейском суде при Торгово-промышленной палате Московской области — фактически Душутин договаривался там сам с собой. Обанкротив ВСУМ, он сможет не только окончательно «раздеть» некогда могущественное предприятие, но и замести следы своих собственных прегрешений.
На этом, последнем этапе операции по разворовыванию и уничтожению гордости военных строителей Душутина все же удалось остановить. Осенью, почувствовав неладное, он даже попытался избраться по списками «Справедливой России», однако неприкосновенность ему так и не досталась. В феврале он был арестован. А ведь как жалко — ведь, как поется в модной песне, «еще немного, и Прованс». Неудивительно, что его отец потерял душевное равновесие и попытался себя поджечь. Такой долгий путь к успеху прервался на самом финише.
В этой, несомненно, поразительной истории удивительна даже не личность Душутина, не его способность оставаться на плаву, а то, как легко он преодолевал все заслоны, которые, по логике, должно было поставить перед ним государство, защищая свою собственность. Где были представители Росимущества и Минобороны, когда у них из-под носа уводили миллионы долларов? Почему ничего не могли целых пять лет с ним ничего сделать ни МВД, ни СК, ни прокуратура? Неужели на всех многочисленных судебных процессах не попалось ни одного судьи, пожелавшего разобраться в сути вопроса, а не просто зачитывать «нужное» решение?
Разумеется, эта история еще хранит в себе многие тайны, и мы видим лишь верхние 15% айсберга. На самой вершине этой истории — провокация общественного мнения в последней попытке выхватить удачу из рук судьбы — поджегший себя в суде старик и рыдающая старушка — вот до чего якобы доводит бесправие. Но ведь в конечном итоге афера Душутина — это и сотни миллионов государственных денег, которые должны были пойти на строительство жилья для тысяч офицеров, ютящихся со своими семьями в комнатушках общежитий. К сожалению, на волне неприязни общества к власти во всех ее проявлениях историй, когда мошенники выставляют себя жертвами режима, становится все больше и больше — и читателю, и журналисту, чтобы не быть обманутыми, приходится держать ухо востро.
«МК» будет следить за развитием ситуации.