Сентинельцы живут закрытой жизнью. Чужаков на своей земле они встречают стрелами, настигающими врага на расстоянии до 100 метров, и неодобрительными криками. Большая часть того малого, что мы знаем сегодня об этом племени, появилось благодаря немногочисленным контактам, которые порой приводили к гибели незваных чужаков.
В отличие от основного населения сентинельцы выглядят не как индусы, а как негроиды, или, если говорить на профессиональном антропологическом языке, — негритосы. Эта группа отличается темной кожей, небольшим ростом, около
Как предполагают этнографы (точного подтверждения или исследований нет), негритосы сорок тысяч лет назад мигрировали из Африки в Азию и обосновалась там. Чуть позже отделившиеся небольшие группы перебрались в Новую Гвинею и даже в Австралию.
— Можно предположить, что они появились здесь еще с тех времен, когда Андаманский архипелаг был частью Индонезии. Отколовшийся кусок суши унес с собой и живших в то время на нем людей, — высказывает предположения антрополог, исследователь и путешественник Андрей Матусовский. — Сейчас же Андаманы — это порядка 204 мелких и больших островов. Сентинельцы живут в отдалении, на северном острове, находящемся в стороне от других.
Любопытно, что эта небольшая суша в 72 кв. км официально принадлежит Индии, но так как никаких контактов и соглашений с жителями острова не было, по международным стандартам права территория представляет собой «суверенную сущность». Поэтому де-факто это автономный регион, но все же находящийся под индийским протекторатом.
Свиней убили и закопали
Самое первое свидетельство существования этого народа появилось в 1771 году, когда британский инспектор сообщил о тусклом свете от жилищ, якобы расположенных в глубине острова. Дальше наблюдений дело не пошло, поскольку английским колонизаторам Андаманские острова тогда еще не принадлежали. Их завоевали 18 годами позже, в
— Наверняка сентинельцев встречали и до XVIII века. Жизнь на островах кипит уже довольно давно. Так, после колонизации Индии туманным Альбионом и завоевания Андаман на этой территории вспыхивали многочисленные восстания. После чего с середины девятнадцатого века по
Насколько известно, до
— Чуть позже для наведения контактов ученые стали оставлять на берегу продукты и некоторые предметы быта. Это традиционный способ «познакомиться» с неизвестными дикими племенами. Так им дают понять, что настрой у пришельцев мирный и они хотят найти общий язык, — поясняет антрополог Матусовский.
На пустынной части берега оставляли кокосы, домашних животных, в частности свиней, и разноцветные ведра. Исследователям было интересно, как аборигены будут реагировать на такие подарки и что будут с ними делать. Занятно, что фрукты они съели, но не посадили, свиней готовить не стали, но убили и закопали, а ведра забрали только красные. Найти причины того, почему они делают именно так, а не иначе, трудно. У ученых нет опытных данных, они не знают языка сентинельцев, не знают их обычаев. Сравнение с другими неконтактными племенами не помогает, потому что каждое из них непохоже на другое. Но незначительные общие черты все-таки нашлись.
— Судя по моему опыту общения с другими изолированными народами, небольшими племенами, красный цвет им нравится. Наверное, они просто считают его самым красивым. Очень часто у аналогичных народов можно увидеть украшения, элементы одежды или детали рисунков именно этого цвета, — поясняет Андрей.
Еще одна, пожалуй, самая яркая из описанных встреча с сентинельцами состоялась в 1970 году. Группа все тех же исследователей в очередной раз приплыла на лодке, чтобы угостить племя рыбой и показать свой дружественный настрой. Сначала на берег вышли только воины с луками и копьями. Однако потом, когда обстановка стала менее враждебной и защитники острова начали принимать подарки, бросаемые издалека с лодки, из тени деревьев появились женщины. Через какое-то время к морю выбежали и около двадцати детей. По словам участника экспедиции, напряженность между двумя сторонами все же не ослабевала. Было видно, что сентинельцы боятся и не знают, что ожидать от чужаков. Если одна часть принимала угощения, оставив оружие на земле, то другая все-таки следила за общей обстановкой, держа стрелы наготове. Но потом, как пишет очевидец, стали происходить «странные вещи».
— Одна из женщин подошла к воину и села с ним на песок в страстном объятии. То же самое сделали и другие представительницы слабого пола, находившиеся на берегу. Все это выглядело как групповой акт соития, — описывает увиденное один из исследователей. — Это продолжалось довольно долго, но вдруг темп этого сумасшедшего танца желаний уменьшился, и пары постепенно удалились в джунгли. Однако некоторые мужчины все еще оставались на страже. Мы стали постепенно двигаться к кораблю...
Даже современные антропологи не решаются сказать, что это было на самом деле. Одни ссылаются на необъективность описанной картинки, другие говорят о том, что вряд ли эти люди стали бы «ублажать друг друга на виду у незнакомцев». Замкнутость не позволяет до конца понять их культуру.
Активные попытки исследований продолжались до
Без огорода, зато с копьем
Поскольку прямого контакта с племенем так и не было, индийские ученые сделали выводы, основываясь только на имеющихся наблюдениях.
— Там живет порядка двух-трех семей. Это расширенные родственные группы, состоящие не только из мужа и жены, но и старшего поколения, детей, внуков. Я думаю, там три-четыре хижины, — высказывает общие догадки Матусовский.
Были попытки узнать более точное количество живущих на острове людей. В 2001 году на расстоянии — с воздуха — попробовали провести перепись. Выяснилось, что на острове проживают примерно 39 человек: 21 мужчина и 18 женщин. Эти данные довольно приблизительны, поскольку всех сентинельцев при таком подсчете найти было невозможно.
Кроме того, на численность племени наверняка повлияли землетрясение и последовавшее за ним цунами в декабре 2004 года. Это было одно из сильнейших стихийных бедствий в современной истории. Магнитуда составила 9,3 балла из максимальных 9,5.
— Андаманы пострадали очень серьезно. Острова практически смыло. Огромное число жертв, все было завалено илом. Природа тоже пострадала, коралловые рифы задохнулись и погибли. Все это до сих пор не восстановилось, процесс идет очень медленно, — рассказывает Иван Прилежаев. — Однако позже снимки с вертолета подтвердили, что сентинельцы все-таки выжили.
Исходя из внешних наблюдений, стало понятно, что металлообработкой сентинельцы все-таки владеют. Железо они берут из моря, волны постоянно выбрасывают на берег разный мусор. Они умело вкрапляют обработанные куски в стрелы и копья. Помимо этого наблюдатели заметили, что у них есть три вида разных наконечников: острые — для охоты, рыбалки и тупые — для предупредительных выстрелов.
По словам антропологов, нет свидетельств того, что племя занимается земледелием или каким-либо элементарным производством. Это видно по снимкам, сделанным с вертолета. На земле нет проплешин, характерных для огородов. Судя по всему, островитяне живут за счет собирательства, охоты и, конечно, рыбалки. Нет у них и лодок. Сентинельцев ни разу не видели переправляющимися на другие острова или ловящими рыбу в каноэ.
По одному из предположений антропологов, хижину делят три-четыре человека или две семьи. Жилище представляет собой убежище из веток, выложенных конусом.
— Про сентинельский язык мало что известно. Нет ни списка слов, ни примерных образцов. По-видимому, он принадлежит к группе андаманских языков, но насколько он близок к другим наречиям, неизвестно, — говорит Матусовский.
Охрана для аборигенов
Как бы современный человек ни хотел знать больше про диких людей, его все-таки останавливает угроза исчезновения таких редких для сегодняшнего времени культур. Благодаря государственной политике многие племена до сих пор не ассимилировались и не погибли. Их самобытность и аутентичность не ушли.
— Конкретно Северный Сентинельский остров начали оберегать примерно с
Небольшие народы оберегают и от новых для них болезней. У аборигена может не быть иммунитета даже от ОРЗ.
— Еще одно племя, проживающее на Андаманских островах, — джарава. Они внешне похожи на сентинельцев, невысокого роста, темнокожие и кудрявые. Джарава тоже находятся под защитой правительства. Но с этим народом, в отличие от сентинельцев, все-таки нашли общий язык. Начиналось общение так же. Им приносили подарки, продукты, какие-то предметы быта. Была даже история, когда одному больному парню из этого племени помогли местные полицейские, подобрав его и отправив в больницу. Тот, пока лежал, выучил хинди и стал переводчиком. Процесс ассимиляции пошел, — рассказывает путешественник Прилежаев.
Сыграла роль в процессе адаптации этого народа и близость к городам. Если сентинельский остров расположен в стороне, то территория расселения джарава проходит вдоль центральной части Андаман. Впрочем, индийские власти не поощряют контакты «гостей» с представителями племени — любая встреча может все-таки закончиться непредсказуемо.
— На архипелаге существует единственный путь, проходящий через всю цепочку островов. Поэтому, хочешь ты или нет, дорога будет лежать через территории джарава. Правительство создало своеобразную зону отчуждения, но с контрольно-пропускным режимом. Специально для этого сделали специальный вооруженный пост, который пропускает охраняемые автобусные конвои семь раз в день. Машины с людьми отправляются в определенное время и едут с огромной скоростью через территорию заповедника без остановок. Фотографировать, снимать на камеры все, что находится за пределами салона, запрещено. Иначе могут разбить технику без предупреждения, — вспоминает свою очередную поездку в Индию Прилежаев.
Однако смотреть было можно, поэтому Ивану посчастливилось увидеть нескольких представителей этого племени. Недалеко от дороги он разглядел невысокого темнокожего мужчину в набедренной повязке, чуть дальше стояла такая же полуголая женщина. Были и дети. Они решили не пропускать мимо мчащийся на скорости автобус и закидали его камнями. На этом встреча с неизвестным в тот день закончилась.
— На самом деле охранительная практика существует практически везде, где есть подобные уникальные культурные объекты. Аналогичные примеры можно найти в Латинской Америке, Новой Гвинее, Бразилии. Правительство стран создает специальные ведомства для охраны местных малочисленных народностей. Так, например, в Бразилии создали государственную федеральную структуру — Национальный фонд индейцев, а в его рамках — отдел по изолированным народам, который и занимается курированием племен, — поясняет Матусовский.
В Индии тоже есть аналогичное ведомство — «Отдел помощи племенам»...
Несмотря на все меры предосторожности, принятые индийскими властями, путешественники и ученые не оставляют надежды когда-нибудь узнать побольше о сентинельцах. Но очевидно, что контакт с цивилизацией им счастья не принесет.