Курить — закону вредить

Рекламу табака могут запретить полностью

Страшные картинки, отпугивающие курильщиков, могут так и не появиться на пачках сигарет. Надписи типа «легкие» и «суперлегкие» по настоянию табачников тоже намерены оставить. Минсельхоз внес коррективы в проект Техрегламента по табаку, поднявшие настоящую шумиху. Эксперты уверяют, что появились реальные доказательства: ведомство пишет под диктовку табачников. Подробности сигаретного скандала выяснил «МК».

Рекламу табака могут запретить полностью

— Речь идет о Техрегламенте Таможенного союза, куратором которого является Минсельхоз России, — говорит эксперт комиссии Общественной палаты РФ по контролю за реформой здравоохранения Дарья Халтурина. — Хотя изначально его разработал Минздравсоцразвития, и тот вариант не вызывал у нас вопросов.

Главных новшеств в проекте Техрегламента было три. Во-первых, прописывалось, что на пачках в обязательном порядке должны быть помимо предупреждающих надписей еще и двусторонние картинки (с пораженными сосудами, с задыхающимися от дыма детьми и т.д.). Эксперты считают рисунки на пачках одним из самых действенных способов борьбы с вредной привычкой. ЕС сейчас собирается пересмотреть свои графические изображения и сделать их более жесткими. В этом смысле те, что изначально предложил использовать наш Минздрав, оказались самыми удачными: на них реальные фото пораженных раком органов. Во-вторых, вводился полный запрет надписей типа «легкие», «мягкие», «с низким содержанием смол». Ну и, наконец, производителям запрещали писать на пачках, сколько здесь никотина и монооксида углерода. Доказано: эти сведения только вводят курильщиков в заблуждение.

Минсельхоз изучил отзывы на Техрегламент и согласился с поправками... табачных компаний. А те посчитали, что на пачках должны быть либо предупредительные надписи, либо картинки. Причем если производитель выберет картинку, то она будет только сзади. Допускается также сделать рисунок в виде пиктограммы (на которую вообще курильщики не обращают внимания, как показал неудачный опыт Индии).Кроме того, Минсельхоз пытается разрешить использование терминов «легкие» и т.д. для тех брендов, которые были зарегистрированы до ратификации Россией Конвенции по борьбе с табаком, то бишь до 2008 года. А ведь самые популярные марки сигарет появились отнюдь не в последние 4 года.

— В марте было заседание по новому Техрегламенту, где минздравы России и Казахстана отвергли предложения Минсельхоза, — продолжает Дарья. — А потом был подготовлен нелегитимный текст Техрегламента, где чиновники самовольно вписали слово «или» вместо «и», сделав-таки картинки необязательными. У нас есть документальное подтверждение, что подготовленный Минсельхозом текст чуть ли не дословно повторяет позицию «Табакпрома» и Совета по развитию табачной промышленности.

Борцы с табаком готовят петицию президенту, в Госдуму, правительство с требованием оградить законотворчество от влияния табачных лоббистов. При этом припоминают печальный опыт Индонезии, где после принятия антитабачного закона из него «пропали» несколько статей, прежде чем его принесли на подпись главе государства.

Примечательно, что борцы с табаком и алкоголем из числа депутатов Госдумы разработали законопроект о полном запрете рекламы. Согласно документу, с 1 июля 2012 года нельзя будет рекламировать любой алкоголь, включая пиво, а также курительные принадлежности и сигареты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру