Участники слушаний сразу же определили основные недостатки существующей ныне системы финансирования капитального ремонта — с учетом увеличения темпов ветшания жилья тех денег, что сегодня выделяются на эти цели из госбюджета, и средств регионов уже недостаточно. Поэтому власти предлагают добавить новую графу в квитанцию об оплате коммунальных услуг — сбор за капитальный ремонт. Эти деньги, по мнению инициаторов законопроекта, нужно брать не с жильцов аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции, а с хозяев новой жилплощади в только что отстроенных многоэтажках. Получается некий принцип пирамиды — новые дома платят за старые. Собранные таким образом средства будут храниться в специальных региональных фондах, и по мере их наполнения региональные власти будут принимать решение, какому дому пора организовать капремонт, а какой еще может подождать.
«Федеральные власти не должны сбрасывать с себя бремя ответственности по финансированию капитального ремонта жилья», — уверена Хованская. По ее мнению, идея о том, что прежние собственники не должны нести ответственность за состояние здания, не принесет желаемых результатов и только будет способствовать росту коррупции. Кроме того, возложение такой серьезной проблемы на некоторые небогатые регионы может привести к росту социальной напряженности, заявила депутат в ходе парламентских слушаний.
СПРАВКА «МК»
Проблема капремонта перед ЖКХ стоит весьма масштабно. По данным Росстата на 1 января 2011 года, более 1,6 млн. многоквартирных домов в России изношены от 30 до 65% и требуют немедленного капитального ремонта. В них проживают около 45 млн. граждан. Объем ветхого и аварийного жилья в многоквартирных домах, имеющих износ более 66 процентов, составляет 56,1 млн. квадратных метров (в том числе ветхого — 39,3 млн., аварийного — 16,8 млн.).