Гангстеры и прибыли
В начале отопительного сезона ВЦИОМ опросил поставщиков и потребителей энергетических компаний Центрального региона на предмет прозрачности работы этих компаний. По итогам исследования, одной из наиболее коррумпированных из них была названа Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК): респонденты приводили примеры «серых» и «черных» схем в ее деятельности. Генеральным директором компании в апреле прошлого года назначен Андрей Лихачев, ранее покинувший «Ленэнерго», где он трудился с 1999 по 2006 год. Комментируя результаты исследования, топ-менеджер в декабре прошлого года заявлял, что коррупционные схемы достались ему в наследство от бывшего руководителя МОЭК Александра Ремезова. Однако, по мнению многих экспертов отрасли, несмотря на то что Андрей Лихачев уже почти год «у руля» компании, ждать изменений в лучшую сторону не стоит. Бывшие коллеги по питерской энергокомпании «Ленэнерго» также неоднозначно оценивают итоги его работы в Питере. Так, в Комитете по энергетике администрации Санкт-Петербурга называли итоги реформы отрасли в Петербурге, проводимой Лихачевым, «разочаровывающими». «Обострились технические проблемы, копившиеся годами. Энергосистема пришла в предкризисное состояние», — признавал тогдашний глава Комитета Александр Бобров. Кроме того, именно бывшему руководству «Ленэнерго» приписывают введение платы за присоединение к сетям. В результате этих действий крупные потребители стали строить собственные электростанции, а издержки остальных новых клиентов сильно возросли.
В 2005 году руководство «Ленэнерго» , чтобы выполнить планы по росту прибыли, предложило сэкономить на ремонтах: вдвое сократить инвестпрограмму — с 1,9 млрд до 900 млн рублей, а также на 165 млн урезать фонд заработной платы. «Нет такого коэффициента, который бы говорил, как снижение затрат на ремонт может повлиять на надежность энергосистемы», — уверял, комментируя это предложение, Андрей Лихачев. Против сокращения затрат на ремонт тогда выступила губернатор Валентина Матвиенко.
С должников, по всей видимости, мешающих финансовому благополучию «Ленэнерго», компания спрашивала строго вплоть до отключения им электричества. Сами питерцы шутили, что подход «Ленэнерго» к управлению вверенными мощностями ярко иллюстрирует один из годовых отчетов компании: кроме экономических показателей, в нем были фотографии высшего руководства в костюмах американских гангстеров.
Конкретные причины ухода Лихачева из энергосистемы Санкт-Петербурга не назывались. Однако участники рынка предполагают, что он мог быть уволен, и именно это заставило недавнего гендиректора занять скромную должность советника президента РЖД. При переходе в МОЭК многие его соратники из «Ленэнерго» также оказались в столице. И сразу несколько источников, близких к окружению Андрея Лихачева, обратили внимание СМИ на наличие у его команды большого числа крупных бизнес-структур — от производственных мощностей до автосалонов. Сам Лихачев, по некоторым данным, обладает крупными нефтяными активами, в частности, многомиллионной долей в компании RusPetro. Основным акционером Ruspetro является Limolinas, которая, по данным “Коммерсанта”, контролируется Андреем Лихачевым.
По данным презентации, подготовленной к IPO на Лондонской бирже, которые приводит «Коммерсант», 48% компании владеет структура Limolinas, которая наполовину принадлежит Лихачеву. А вторая часть пакета приходится на AlteraInvestmentFund, в числе основателей которой — бывший первый заместитель Лихачева по «Ленэнерго» Кирилл Андросов. Некоторые СМИ связывают намерения Лихачева занять губернаторское кресло с ухудшением отношений с действующим на тот момент губернатором Валентиной Матвиенко.
Операция «Коломенское»
Эффективность работы самой МОЭК, которую возглавил питерский менеджер, сегодня вызывает массу вопросов. Большинство районных тепловых станций, принадлежащих компании, устарело, а расход топлива на них выше, чем у современных ТЭЦ. По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, действующие тарифы МОЭК с учетом транспортировки для большинства потребителей выше, чем у конкурентов, владеющих высокотехнологичными мощностями. Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Ирина Филатова заявляла об экономической целесообразности закрытия части котельных, переключив часть нагрузки МОЭК на более современные ТЭЦ.
Однако складывается впечатление, что руководство МОЭК отдает предпочтение далеко не самым передовым технологиям. Так, по инициативе компании в разгар морозов в Москве была остановлена новая газотурбинная электростанция «Коломенское». Ссылаясь на высокую стоимость производимой ГТЭС энергии, МОЭК добилась отключения нового объекта от тепловой сети. Теперь потребности жителей района обеспечивает районная тепловая станция с котлами, введенными в эксплуатацию еще в 70-х годах прошлого века. На московском рынке восприняли это как удар по инвестиционной привлекательности столичной теплоэнергетики в целом: под угрозой оказалась судьба одного из наиболее современных городских объектов. По данным специалистов, за счет одновременной выработки и тепла, и электроэнергии газотурбинные электростанции экономят более 30% топлива. Кроме того, они безопасней и экологичней. Саму ГТЭС «Коломенское» специалисты Siemens уже признали самой тихой электростанцией в Москве, а чуть раньше она заняла первое место на московском конкурсе «Лучший реализованный проект 2009 года в области инвестиций и строительства». Все это не повлияло на позицию МОЭК, которой принадлежат трубы, обеспечивающие выход тепла от ГТЭС в городскую сеть. Отключение произошло по согласованию с заместителем мэра Москвы Петром Бирюковым, а причиной названы «высокие тарифы на тепло». Тарифы, однако, определяются не самой компанией, а Региональной энергетической комиссией Москвы. Для ГТЭС «Коломенское» они были утверждены на уровне 1900 руб./Гкал, а для МОЭК — 1400 руб./Гкал. Однако, как уверяет менеджмент ГТЭС, уже к 2014 году стоимость тепла с новой станции сравнялась бы с тарифами МОЭК, а в феврале 2018 года, когда «Коломенская» рассчиталась бы с кредитами, ее энергия и вовсе подешевела бы для москвичей более чем на 50%.
Представители ГТЭС, в свою очередь, связывают закрытие объекта с приходом на пост гендиректора МОЭК Андрея Лихачева, называя в распространенном в СМИ открытом письме его шаги обычным рейдерским захватом. Однако МОЭК не устраивают и более низкие тарифы на тепловую энергию — с точки зрения руководства компании, они также отрицательно влияют на экономику общества. Так, по инициативе МОЭК была остановлена программа переключения тепловых нагрузок с неэффективных котельных МОЭК на ТЭЦ «Мосэнерго». При том, что уже первые результаты реализации программы показали ее перспективность. Так, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что ТЭЦ «Мосэнерго» более эффективны. Он также посетовал, что часто в результате такого перераспределения страдает конечный потребитель, поскольку может увеличиться конечная стоимость отпускаемой электроэнергии.
Юристы, в свою очередь, отмечают многочисленные нарушения при отключении объекта от теплосети. По их мнению, для расторжения договора на поставку тепла нет никаких законных оснований. «Кроме того, действия ОАО «МОЭК» как естественной монополии препятствуют доступу ГТЭС «Коломенское» на рынок теплоэнергии, что запрещено антимонопольным законодательством», — комментирует ситуацию главный юрист газотурбинной станции Андрей Становов.
Из чьих будешь
В связи с отключением ГТЭС «Коломенское» «Общая газета» вспоминает эпизод с участием подконтрольного Андрею Лихачеву ОАО «Энергоинвест». «Так, в конфликт ОАО «Энергоинвест», — пишет «ОГ», — и авторемонтного завода № 57 пришлось вмешиваться уже не прокуратуре, а вооруженным силам. Поскольку предприятий, специализирующихся на ремонте военных автомобилей «УАЗ», в стране осталось всего две штуки, запланированное банкротство завода могло попросту оставить армейский контингент в Чечне без колес. Военные прислали к авторемонтникам взвод автоматчиков, и в итоге завод выжил.
В результате непопулярных решений руководства «Ленэнерго» доставалось в Санкт-Петербурге не только компаниям, но и рядовым потребителям тепла. Серия скандалов была связана с дочерней структурой «Ленэнерго» — ЗАО «Петроэлектросбыт». Фактически она выступала тем самым посредником между производителем и потребителем электро- и теплоэнергии, которых недавно подверг жесткой критике премьер-министр РФ Владимир Путин. Создание дополнительного звена между производителями и потребителями объяснялось необходимостью упорядочить оплату за тепло- и электроэнергию. Вносить платежи было предложено в немногочисленных кассах «Петроэлектросбыта», и антимонопольным органам неоднократно приходилось вмешиваться в ситуацию. Работа питерской энергосистемы, тем временем, надежностью не отличалась: за пожаром на подстанции Васильевского острова последовало ЧП на подстанции в Ленинградской области. Без электричества остались и граждане, и инфраструктурные объекты, и промышленные предприятия.
До последнего времени в Москве в связи жесткой критикой премьера в отношении коррупции в электроэнергетическом секторе , а также в свете скандала с ГТЭС «Коломенское» о кадровых перестановках официально речь пока не идет.
Аналитики склонны объяснять это двумя причинами. Во-первых, аналитики предполагают, что мэр столицы Сергей Собянин считал кадровые перестановки в отопительный сезон слишком рискованными. В этом случае время ворошить «осиное гнездо» наступит с завершением отопительного сезона.
Причем, судя по всему, решения в электроэнергетическом комплексе могут затронуть и покровительствующего Лихачеву заместителя мэра Петра Бирюкова, в адрес которого уже звучали нарекания из-за наличия у чиновника ярко выраженных интересов в теплоэнергетике. Тем более что история с ГТЭС и непрозрачность бизнеса МОЭК в целом способны нанести личный репутационный вред градоначальнику.
Электронное издание «Век» столь непопулярное решение Лихачева об остановке самой современной ГТЭС Москвы связывает со слухами о том, что Лихачеву пообещали пост Петра Бирюкова.
Вторая версия, менее достоверная, объясняющая довольно странные решения Андрея Лихачева, связана с тем, что он якобы входит в «питерскую команду» Владимира Путина. Однако, кроме намеков самого энергетика на знакомство с премьером, других подтверждений этому нет.
Кроме того, имевшие место в СМИ намеки о разногласиях гендиректора с Валентиной Матвиенко, которая остается одним из наиболее близких к избранному президенту политиков, и митинги местного отделения «Единой России» в Северной столице против повышения тарифов «Ленэнерго» в период работы Лихачева могут продемонстрировать отношение власти к новому главе МОЭК.