Центральная идея
«Прости, студент, что мы ничему тебя не выучили!»
Не стоит думать, что высшее образование за рубежом не знает проблем. Их полно. Стоимость обучения повсеместно растет. Сектор бесплатного образования в Европе, не говоря о США, сжимается. В вузах дефицит инноваций: во многих местах, по словам представителя Фонда Кауффмана (США) Бена Вилдански, «и сегодня учат, как 50 лет назад. Студенты злоупотребляют работой и вылетают из вузов задолго до получения диплома. А сами дипломы ничего не стоят: на многих было бы уместнее писать не присуждаемую степень, а что-то вроде: „Прости, студент, что мы так ничему тебя и не выучили“. И как итог — 36% специалистов с высшим образованием работают на должностях, не требующих такового».
— Привлечь к финансированию образования частный бизнес невозможно, — продолжил скорбный список один из руководителей британского агентства по финансированию профобразования Джофф Расселл. — Именно предприниматель как никто заинтересован в подготовке качественных кадров. Но социальную ответственность ощущает минимум компаний. А остальные лишь жалуются на тяжелые времена и не хотят давать деньги.
Все это очень напоминает Россию. Но есть существенное отличие. Образование для нашего государства является приоритетом лишь на бумаге. Отсюда и соответствующий уровень поддержки. Взять хотя бы исследовательские университеты, созданием которых так гордятся российские чиновники.
Исследовательские университеты — это вузы, где не только учат студентов, но и ведут активную исследовательскую деятельность. Поэтому в Европе и в США к ним предъявляются особые требования. Как рассказал директор Центра международного высшего образования колледжа Бостона (США) Филипп Альтбах, «Студентов отбирают самых сильных. Преподавателей — самых успешных, что подтверждается адекватными зарплатами. А чтобы получить максимальную отдачу, государство, не полагаясь на частный бизнес, обеспечивает пусть и не прямые, но существенные инвестиции в их научные разработки. Все понимают: роль исследовательских университетов в современном мире чрезвычайно важна».
Да что там богатые американцы с европейцами! Активную господдержку высшему образованию оказывают и бедные страны. По крайней мере те, что решили покончить с отсталостью. В Пакистане, например, недавняя вузовская реформа принесла столь обильные плоды, что ее называют «молчаливой революцией». Научно-образовательный сектор страны растет как на дрожжах. Об «утечке мозгов» забыли и думать, а каждый «возвратившийся в страну после учебы за рубежом имеет гарантированную работу или получает грант до $ 100 тыс. на научные исследования, — рассказал профессор химического института (факультета) университета Карачи Атта-ур-Рахман. — Профессорская зарплата сейчас составляет $7 тыс. в месяц — это в 7 раз выше, чем у министра».
И это — не пустая накачка средств: «Роль высшего образования в экономике принципиально изменилась. Это уже не только традиционные знания и исследования, но также инновации и предпринимательство», — разъяснил суть происходящего председатель госкомиссии по высшему образованию Джавад Лашхари. А чтобы облегчить этот переход, правительство Пакистана строит мосты между университетом и производством — Бюро по инновациям, исследованиям и их коммерциализации. Десяток таких бюро уже работает. Еще десять откроется в ближайшее время.
О Китае нечего и говорить. Эта страна самым активным, чтобы не сказать агрессивным, образом вписывается в процесс глобализации. В секторе высшего образования, по данным Минобразования КНР, китайцы — первые в мире экспортеры студентов и вторые по импорту образования. Всего за границей отучились 1,8 млн. человек. И практически все вернулись работать домой. «Главный принцип Китая — учиться за рубежом и возвращаться домой, чтобы получить хорошую работу. Ведь лучшая жизнь — это лучшее образование», — разъяснил директор Ассоциации профессионального образования Китая Чжоу Ан Минь. Как такой подход сказался на экономике страны, известно всем.
«Звездный путь» глобализации
Увы! В области высшего образования Россия выглядит более чем скромно. И теперь уже не только на фоне США или Великобритании, но и Пакистана с Китаем. Последний мировой рейтинг вузов — тому свидетельство.
Правда, представляя нашу страну на Going Global, ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров и проректор Новосибирского госуниверситета Сергей Нетесов говорили об амбициозных планах российских университетов, а рейтинговые неудачи объясняли скорее филологическими причинами: нет, дескать, у наших вузов англоязычных сайтов, а у профессоров — публикаций на английском, хотя на русском их завались. Отсюда и низкие баллы.
Частично это так. Однако основные причины наших неудач в другом. Как войти в мировую Топ-100 вузу, где преподаватели получают меньше школьного учителя? Или исследовательскому университету, в разработки которого не вкладывается ни частный бизнес, ни государство, и, чтобы уцелеть, он вынужден набирать студентов-троечников, и слыхом не слыхавших ни о каких бюро по связям с производством. Да и вообще в России слишком много людей с высшим образованием, не устают повторять власти. И думать надо не о поддержке, а о сокращении вузов...
Тем временем мир следует своим путем: «Положительная сторона глобализации очевидна: студенты адаптируются в британскую систему ценностей и культуры. И когда они уедут домой, то увезут с собой часть Британии», — заявил на закрытии Форума Going Global британский актер Патрик Стюарт, более известный как капитан «Стар-трека» Жан-Люк Пикар. Вот такая глобализация.