Изначально о содержании внесенных Сергеем Собяниным законопроектов депутатам должен был доложить глава Департамента территориальных органов исполнительной власти Юрий Ермолов. Однако в последнюю минуту в мэрии решили, что лучше с этим ответственным заданием справится непосредственный идеолог административной реформы — Анастасия Ракова. Всего пакет включает четыре документа, первый из которых вводит в Устав Москвы новый вид территориальных единиц — поселения (до этого существовали только районы); второй корректирует закон «О территориальном делении Москвы» и перечисляет все районы и поселения в алфавитном порядке (прежде они ранжировались по принадлежности к административным округам). Третий документ закрепляет особенности организации местного самоуправления на присоединяемых территориях и устанавливает полномочия местных властей. Наконец, четвертый подробно описывает границы вошедших в состав Москвы поселений. В самой горадминистрации законопроекты называют «чисто техническими» и советуют не фокусироваться на деталях. Однако некоторые депутаты в среду все-таки попытались добраться до сути.
Во-первых, народных избранников смутило, что с 1 июля в состав Москвы войдут десятки деревень, сел и даже хуторов, объединенных в поселения. Их наименования никто менять не собирается, хотя в нынешнем московском законодательстве подобные понятия отсутствуют. «Почему нельзя провести унификацию, назвав разные территориальные единицы населенными пунктами?» — недоумевали депутаты Петров и Зверев. Однако г-жа Ракова пояснила, что это нецелесообразно. Столичные власти решили пойти по пути наименьшего сопротивления, автоматически включив в состав города те образования, которые уже имеются на карте Подмосковья. Только если раньше существовала деревня Говорово Ленинского района Московской области, то теперь будет деревня Говорово поселения Московский города Москвы. Этот прием, считают чиновники, на первых порах избавит мэрию от необходимости менять дублирующие друг друга названия улиц (по подсчетам специалистов, в столице и на присоединяемых к ней территориях находится порядка 200 улиц с одинаковыми названиями). «Если вы слышите просто улица Садовая — значит, речь идет о Москве. На присоединяемых территориях должно звучать — поселение такое-то, деревня такая-то, улица Садовая», — пояснил «МК» один из разработчиков законопроектов. Сама Анастасия Ракова пообещала депутатам, что топонимическими совпадениями в перспективе займется межведомственная комиссия по наименованиям. «Это большая и сложная работа», — признала она.
Другая проблема, не в шутку взволновавшая парламентариев, — полномочия префектур на присоединяемых территориях. В законопроектах указывается, что административные округа теперь могут формироваться из нескольких районов и (или) поселений (предварительно в «новой Москве» планируется сформировать два новых АО), и префектуры будут выполнять функции органов государственной власти, однако ни в одном из документов их конкретные полномочия не перечисляются. Г-жа Ракова считает, что этот вопрос вторичен: сначала надо утвердить полномочия муниципалитетов, а уже потом браться за префектуры. «Конкретно ничего пока сказать нельзя, поскольку документы находятся на рассмотрении. Однако, конечно, полномочия новых префектур будут отличаться от тех, что управляют столичными районами», — сообщила докладчица. Некоторые народные избранники посчитали такую позицию несерьезной. Вот наступит 1 июля — и что? Кто будет отвечать за уборку территорий? Вывоз мусора? Организацию мелкорозничной торговли и т.д.? В Москве эти вопросы решают префекты. А на новых территориях кто?
Отчасти ответ на этот вопрос содержится в законопроекте о внесении изменений в закон города Москвы № 56 «Об организации местного самоуправления», который добавляет к уже существующим в городе 125 муниципальным образованиям два городских округа (Щербинку и Троицк) и 19 поселений. В отличие от столичных муниципалитетов, функции которых легко посчитать на пальцах одной руки, городским округам предполагается делегировать аж 42 полномочия, а поселениям — 37. Это значит, что местные власти смогут решать на своих территориях самый широкий круг задач: начиная от организации электро- и газоснабжения и заканчивая захоронением умерших. «В результате в одном городе мы получим несколько типов муниципальных образований с разными полномочиями, разным финансированием, разными нормативами и, как следствие, разными москвичами», — спрогнозировал депутат Петров. Впрочем, Анастасия Ракова с таким определением категорически не согласна. Москвичей делить на касты никто в мэрии не собирается. На присоединяемых территориях с 1 июля должны быть обеспечены те же высокие стандарты качества жизни и услуг, которые существуют в столице. А уж кто именно этим будет заниматься, по ее мнению, не суть важно.
Однако, как выяснилось на предварительных слушаниях, слишком большие полномочия муниципалитетов беспокоят не только депутатов, но и представителей федеральных органов власти. В частности, замруководителя ГУ ЧС по Москве полковник Юрий Беседин напомнил, что по сложившейся в городе системе за создание и содержание аварийно-спасательных служб отвечают органы госвласти — т.е. правительство Москвы. Ну а на новых территориях этой работой, согласно представленным законопроектам, должно заниматься местное самоуправление. На сегодняшний день, по словам полковника, в Московской области нет ни одного формирования МЧС, организованного муниципалитетами, и нет никаких предпосылок к тому, что они появятся в ближайшем будущем. «Если мы дадим муниципалитетам такие полномочия, то получим разобщенную систему реагирования на чрезвычайные ситуации», — подчеркнул Беседин. Уже сейчас в «старой Москве» норматив реагирования на ЧС составляет 10 мин, а в новой —
В кулуарах парламентарии не скрывали, что таких откровенно слабых мест в представленных законопроектах пруд пруди, однако в итоге дружно высказались за их принятие в первом чтении. Повторное рассмотрение и итоговое голосование может состояться уже на следующей неделе, так как на поправки фракции КПРФ дали всего 5 дней. Анастасия Ракова проинформировала МГД, что следом депутатскому корпусу предстоит рассмотреть изменения бюджета 2012 года, связанные с финансовым обеспечением присоединяемых территорий.