Необычная кафешка прямо под облаками — на четвертом этаже одного из домов
— Вы у нас в первый раз? — спрашивает меня милая девушка-администратор, сидя за компьютером прямо при входе в антикафе.
Я киваю, и девушка протягивает мне синюю пластиковую карточку.
— С ее помощью мы зафиксируем, сколько вы пробудете в нашем заведении, — объясняет она. — Карточку можете оставить себе. По ней вы придете к нам и в другой раз.
Философия бизнеса: я плачу только за время пребывания здесь. Стоимость — 1 рубль 50 копеек в минуту.
— В среднем люди сидят у нас часа по три, — говорит руководитель отдела развития антикафе Павел Мельников. — Согласитесь, 270 рублей — не самая высокая цена для столичного кафе.
В самом кафе несколько залов. Первый — для переговоров и тренингов. Здесь тихо, имеется специальная доска, на которой можно писать. Второй оборудован под кинозал — с проектором и удобными яркими пуфами. Третий — основной зал для гостей. Посетителям предлагают чай, кофе, печенье, булочки, сладости. Не запрещается также и приносить еду с собой.
На столах стоят в стаканчиках цветные карандаши. Рядом со столиками — белый шкаф. На его полках — книги и настольные игры. Этакий детско-хайтековый стиль.
Когда я спросила Павла, почему было решено создать именно такой формат заведения, он вспомнил социолога Рея Олденбёрга, который 1990 году в одной из своих книг употребил термин «постороннее место» (the third place) или «being place». По мнению Павла, в современных кафе люди порой чувствуют себя неуютно. Они не могут провести вечер с чашкой чая, понимая, как будет недоволен таким маленьким заказом официант. И им приходится покупать что-то в нагрузку.
— В антикафе каждый может заниматься своими делами: играть, читать, общаться. Может принести ноутбук и сидеть в Интернете. У нас нет никаких форматов и правил, поэтому посетители здесь как дома, — объяснят Мельников.
Аудитория антикафе самая разная. К примеру, по воскресеньям с утра сюда приходят мамы с детьми. А вечерами отдыхает более взрослая публика.
Открылось антикафе в День Святого Валентина, 14 февраля. По похожей бизнес-модели сейчас в столице работают еще два заведения. В антикафе постоянно устраивают разнообразные лекции, тренинги и семинары.
В апреле посетителей ждет новая фишка.
— Мы введем на столах систему обозначения, — говорит Павел Мельников. — Кто будет готов подсадить к себе посетителей для общения или совместной игры, поставят на стол зеленую табличку, тот, кто хочет побыть один, — красную.