Более всего новый курс пугает учителей младших классов, есть мнение, что многим из них придется преподавать этот совершенно непривычный для них предмет. «Пока неизвестно, где мы станем проходить подготовку и в каком объеме, — рассказала учительница одной из московских школ. — Все это еще не решено, но в любом случае я плохо представляю себе, как можно освоить столь большой объем столь сложных знаний за время, оставшееся до 1 сентября».
Приветствуют новведение в основном те, кто от школы достаточно далек.
— Я более десяти лет преподавала режиссуру, — говорит заслуженная артистка России кинорежиссер Елена Цыплакова, которая давно позиционирует себя как глубоко православного человека. — И меня всегда поражало, что элементарное религиозное образование отсутствует почти у всех. А ведь без него невозможно понять ни классическую литературу, ни живопись. На мой взгляд, данный предмет в школьной программе безусловно нужен. Тем более когда есть выбор: изучать православие, ислам, буддизм, иудаизм, или же всего понемножку, или же просто светскую культуру.
В отличие от актрисы председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган относится к изучению религиозных культур с большой долей скептицизма:
— Я, конечно, за то, чтобы дети знали, что такое Бог. Но мне кажется, что это не должно идти через школьный предмет. Было бы здорово, чтобы в воскресенье по утрам на ТВ шла хорошая программа, рассказывающая об основах различных религий. Я думаю, что до 1 сентября Минобрнауки должно открыть сайт — интересный, хороший, с мультфильмами и с использованием новейших технологий, который тоже изучали бы дети вместе с родителями, чтобы основы религиозных культур и светской этики вошли в каждый дом. Но главное — это воскресные школы. В них необходимо вдохнуть новую жизнь.
Еще больше сомнений у учителя школы № 1311 города Москвы с этнокультурным (еврейским) компонентом образования, доцента кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования Артура Клемперта:
— Я смотрю на эту проблему с нескольких точек зрения. Во-первых, как учитель, во-вторых, как ученый, и в-третьих, как папа дочери, которая в сентябре пойдет в четвертый класс. Идея, конечно, замечательная. Но как она будет реализована — очень большой вопрос. Почему именно в четвертом классе? Почему так быстро, когда еще нет нормальных учебников и, по данным самого Минобразования, подготовлено лишь 50% преподавателей? Боюсь, может получиться так: школа сама определит, какой модуль будет преподаваться, и учеников просто поставят перед фактом. А это уже антивыбор.
Интересные данные предварительного выбора модулей поступили в Минобрнауки: 47% детей выбрали Основы светской этики. А это означает, что практически половина детей и их родителей либо не интересуются ни одной из конфессий, либо предпочитают не афишировать своих религиозных взглядов.
— В регионах неоднозначное отношение к данному предмету, — говорит заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин. — Некоторые директора кавказских школ считают, что, если в ауле 99% этнических мусульман, значит, нужно вводить только один модуль. В Башкортостане, Татарстане директора считают 50 на 50, то есть помимо ислама можно еще и светскую этику ввести. Между тем в России проживает более 180 народов. Поэтому я считаю, что основная цель данного курса — это воспитание толерантности. Поэтому надо очень аккуратно подходить к введению данного курса и ни в коем случае не торопиться.