Президент Франции Саркози пообещал наказать всех, кто выразит в Интернете симпатии террористу Мера — французу алжирского происхождения, застрелившему из идейных соображений семерых человек.
Эта угроза, вероятно, остановит фанатов Мера, которые находятся в пределах досягаемости французской полиции. Но тот, кто чувствует себя неуязвимым, непременно воздаст ему хвалу онлайн. И таких людей будет много. Причем не только на Ближнем Востоке, но и в Европе. И с ними ничего нельзя будет сделать. Ни-че-го.
Вопрос на самом деле не в том, как их наказать или заставить изменить свои взгляды. Вопрос в том, как жить с ними вместе.
Политика мультикультурализма, которую проводили и продолжают проводить европейские государства, терпит крах. Иммигранты не ассимилируются так гладко, как ожидалось. Зачастую они вообще не ассимилируются, и сосуществование общин с разными культурами ведет общество в тупик, который порождает чудовищ вроде Брейвика и Мера.
Брейвик убивал норвежцев, чтобы остановить приток в страну мусульманских иммигрантов. Мера убивал французских военных и евреев, мстя за мусульманских «братьев». Несмотря на противоположные цели, сходства между ними больше, чем различия. Оба убивали случайных, ни в чем не повинных людей, потому что их психика — изначально, по-видимому, нездоровая — была глубоко травмирована серьезными культурными проблемами общества, в котором они жили.
Такие же точно проблемы существуют и в нашем обществе. Они обусловлены пропастью между мировоззрениями жителей Центральной России и национальных регионов, исповедующих ислам. Не пускаясь здесь в выяснение причин и сущностей этой пропасти, нужно просто признать: она есть. И, несмотря на усилия властей, правозащитников и либеральной интеллигенции, стоящей на позициях интернационализма и толерантности, засыпать ее и сровнять не удается.
Тем не менее трагедия в Тулузе освещается у нас очень отстраненно и никак не проецируется на российскую действительность. Хотя в нашем обществе в любую минуту может случиться нечто подобное. Все условия для этого есть. Наши брейвики и мера зреют в теплицах отечественного национализма и религиозного экстремизма. Пресечение распространения соответствующих трендов в социальных сетях ведет к тому, что они уходят в подполье и их становится невозможно отслеживать. Отчуждение и ненависть между жителями центральных и кавказских регионов растет, невзирая на старания Кремля сглаживать их и замалчивать.
Эти процессы не признаются властями — так же, как до поры до времени они официально не признавались европейскими лидерами. Но они идут. И приведут к тем же брейвикам и мера, к которым пришла Европа, если следовать ее путем.
Поэтому нужно искать другую дорогу. Нужно хотя бы начать говорить о том, что ее нужно искать.
Наказывать за выражение симпатий террористам в Интернете — недостаточно, чтоб избежать трагедий, которые переживает сейчас Тулуза. Это отчаянная, жалкая попытка лечить симптом, не болезнь. И Саркози наверняка это понимает. Но все равно обещает.
Потому что ему больше нечего обещать.