Судьбой ЗИЛа столичные власти озаботились после того, как весной прошлого года завод чуть было не стал банкротом. Городу пришлось погасить часть долгов предприятия, а также пообещать рабочим найти крупного инвестора, который наладит выпуск инновационной продукции. К настоящему времени уже достигнута договоренность с итальянским «Фиатом» и корейской «Киа» об организации в цехах завода сборочного производства. «Наиболее перспективным направлением является выпуск малотоннажных грузовичков глобальных марок», — говорит Андрей Шаронов.
Однако автомобильному производству понадобятся в лучшем случае 50 га из 280 га земель, принадлежащих ЗИЛу. Что делать с остальной территорией, город решил узнать у архитекторов, имеющих опыт реновации промзон в крупных мегаполисах. К участию в закрытом творческом конкурсе были приглашены 25 проектных бюро, откликнулись 17, из них отобрали четыре: немецкое Uberbau GBR, голландское Mecanoo Architecten, французское Valode&Pistre и российское «Проект Меганом». Команды приступили к работе в конце 2011 года, а на днях презентовали свои предложения московским чиновникам и экспертам.
Все участники конкурса сошлись во мнении, что площадка ЗИЛа уникальна и должна быть застроена более нужными для Москвы объектами, нежели заводские корпуса. «ЗИЛ — это спящая красавица, которую необходимо разбудить», — заявила на презентации голландский архитектор Инга Хильбург. В роли сказочного принца, по мнению архитекторов, должны выступить объекты культуры, спорта, образовательные кластеры и жилье, которые сделают бывшую промзону доступной для горожан и гостей города. Все 4 концепции предусматривают создание на ЗИЛе больших парков и прогулочных зон вдоль набережных Москвы-реки, а также развитие общественного транспорта. В частности, Valode&Pistre предлагает построить две пассажирские станции на МКЖД и новый автомобильный радиус вдоль железнодорожных путей. Uberbau GBR делает ставку на организацию разветвленной системы местных дорог, по которым будут курсировать автобусы. А Mecanoo Architecten призывает столичные власти подумать над созданием новой ветки метро со станцией «ЗИЛ» в центре бывшей промзоны.
Автомобильное производство, по мнению проектировщиков, должно сохраниться на ЗИЛе лишь в среднесрочной перспективе. «Со временем промышленность покинет территорию, как это в свое время произошло в Париже с „Пежо“. Автомобилестроение не вписывается в идеологию развития мировых городов», — уверен партнер-учредитель Valode&Pistre Жан Пистр. Когда ЗИЛ перестанет делать автомобили, штамповочный цех, по его мнению, можно будет трансформировать в зал для перформансов и конгресс-центр. В целом французское бюро предлагает превратить территорию ЗИЛа в новый центр деловой активности, поскольку одного «Москва-Сити» российской столице явно недостаточно.
В концепции другого участника конкурса — российского «Проект Меганом» — акцент сделан на жилищное строительство (900 тыс. кв. м) и создание образовательного кластера (600 тыс. кв. м). «Офисы строить категорически не рекомендуется, поскольку они будут притягивать к себе дополнительные транспортные потоки», — считает глава бюро Юрий Григорян. Также на территории промзоны предусматривается строительство крупного госпиталя, поскольку в районе не хватает многопрофильных медицинских учреждений, и... мусоросжигательного завода вместо действующей ТЭЦ. В северной части площадки Григорян предлагает организовать систему каналов по примеру Венеции для «проветривания реки».
Наконец, голландские участники конкурса хотят видеть ЗИЛ в первую очередь новой культурной площадкой Москвы. Концепция Mecanoo Architecten включает в себя создание музея науки и технологий, музея автомобилей, творческих мастерских, театрального центра, кинотеатра и т.д. Жилье в проекте занимает всего 38 тыс. кв. м, тогда как культурные и развлекательные объекты — более 300 тыс. кв. м. «У нас нет цели выбрать какую-то одну концепцию и реализовать именно ее, — подчеркивает Андрей Шаронов. — От творческого конкурса мы хотим получить реальные предложения по преобразованию территории ЗИЛа, которые можно трансформировать в конкретные проекты, а также использовать для работы с другими промзонами, которых у нас 7,7 тыс. га». По его словам, наиболее интересные предложения проектировщиков будут представлены мэру Москвы Сергею Собянину.