«МК» неоднократно писал о том, как под флагом повышения безопасности дорожного движения ГАИ уже четвертый год пытается закрыть существующие автошколы, а вместо них насадить гигантские автодромы, напичканные разнообразной электроникой, стоимостью под 100 000 долларов для каждого автодрома. Фишка в том, что покупать необходимое оборудование владельцы подобных автодромов должны у определенных придорожными полицейскими поставщиков. В противном случае ГИБДД автодром не аккредитует.
Гаишная «инновация» вызвала бурю протестов. Ее противники справедливо полагают, что, даже объединившись, автошколы не потянут строительство таких объектов. А во многих регионах (Москва, Санкт-Петербург) для них просто не найдется места. Да и цена обучения на подобных автодромах вырастет вдвое-втрое (до 50
Но, как оказалось, коммерсанты из ГАИ от своей идеи не отказались. Теперь насадить автодромы они пытаются через административный регламент о приеме экзаменов. По аналогии с регламентами о работе ДПС и регистрации транспортных средств. Вроде бы не подкопаешься. Но, как говорится, есть нюанс. Дело в том, что методика принятия квалификационных экзаменов — исключительная прерогатива Министерства образования и науки, а не МВД и даже не правительства. Как, впрочем, и разработка требований к оснащению автошкол. Поэтому если предложения ГАИ по новым правилам приема экзаменов и реализуются в ведомственном регламенте, использоваться они не должны как незаконные.
При этом, обратите внимание, полицейские разрабатывают аж две методики! Одну для автодромов, другую — для традиционных автошкол. Первые получают весомые преференции. Так, скажем, часть сданных здесь внутренних экзаменов зачтут при сдаче экзаменов собственно в ГАИ. Выпускники вторых должны будут повторно сдавать зачет все на тех же автодромах (очевидно, за дополнительную плату) либо на экзаменационных площадках, обустроенных в соответствии с новыми требованиями. При этом понятно, что, дискредитируя обычные школы, их выпускников будут нещадно «валить» на экзаменах.
Но и это еще не все. Необходимость нового регламента ГАИ увязывает с предоставлением госуслуги, которой и является прием квалификационных экзаменов. Но если часть испытаний будет проводиться на частных автодромах, то при чем здесь госуслуга? Понятно также, что ее цена на автоматизированном автодроме и неавтоматизированной площадке будет разной, а этого в случае с госуслугами быть не может.
Что же касается самих экзаменов, то тут предложения ГАИ выглядят вполне резонно. Кандидату в водители будет предложено выполнить повороты под прямым углом, остановку и троганье на подъеме, параллельную парковку и разворот в ограниченном пространстве с движением задним ходом. При этом любая ошибка автоматически ведет к пересдаче. При успешном выполнении маневров на площадке последует проверка навыков в «боевых» условиях. Соискателя прав будут тестировать на дорогах с разной интенсивностью движения. Жаль только, что при этом их станут делить на чистых и нечистых.