Техосмотр — на пересмотр

На пути торговцев талонами ТО поставят барьер

Полтора месяца работы рынка ОСАГО в условиях отмены государственного техосмотра выявили щели и дыры в законодательстве. Нечистые на руку страховщики и нерадивые автовладельцы в них, разумеется, полезли. Государство и саморегулируемые организации отследили процесс. Теперь конопатят: в Госдуму внесен законопроект о поправках к закону №170-ФЗ. Он даже жестче, чем ранее предлагало Минэкономразвития.

На пути торговцев талонами ТО поставят барьер
Рисунок Алексея Меринова

тестовый баннер под заглавное изображение

Комментируя документ, авторы законопроекта (он внесен группой депутатов во главе с зампредом Комитета Госдумы по финансовому рынку Владиславом Резником) упирают на то, что главной новеллой стало предложение отменить запрет на заключение договора ОСАГО в том случае, если срок действия талона техосмотра составляет менее шести месяцев. Такое положение в законопроекте действительно есть. И в случае принятия полис ОСАГО будут выдавать не только при предъявлении талона ТО, но и под договор о проведении осмотра с указанием сроков.

Безусловно, это послабление для автовладельцев, поскольку талон и полис зачастую имеют разные сроки действия. Например, человек купил машину у частного лица за 5 месяцев до окончания срока действия талона. По старым нормам полис ОСАГО не дадут и ездить нельзя, что выглядит достаточно бредово.

Однако суть законопроекта не в послаблениях, а наоборот — в ужесточениях. Накануне введения с 1 января в действие закона № 170-ФЗ, отменяющего гостехосмотр, в Минэкономразвития предупреждали, что это будет «разведка боем» — дыры для мошенников будут выявляться в процессе правоприменения. И устраняться оперативным внесением поправок. Уже в конце января была озвучена идея регрессивного иска. Ответственности за отсутствие талона формально нет. Выяснилось, что действующий закон в принципе позволяет просто купить талон, не проходя техосмотр физически. Чтобы отбить у автовладельцев аппетит к покупкам, предлагалось дать страховым компаниям право требовать по суду полную сумму страховки в том случае, если в ДТП участвовал технически неисправный автомобиль или у него истек срок техосмотра.

Прошло всего две недели, а идея Минэкономразвития уже вошла в законопроект. Это наводит на мысль об ускоренном принятии поправок (источники в Минэкономразвития называют середину апреля как время вступления их в силу). Если так, то автовладельцев ждут нелегкие времена: страховые компании рады будут не платить (или требовать уплаченное обратно). У них появляется такая зацепка, как неисправность автомобиля. И даже поездка на полностью исправной машине с вовремя и тщательно пройденным техосмотром не гарантирует справедливости. После ДТП автомобиль очевидно будет неисправен. Как доказать, что он был исправен до момента аварии? Например, что проводок фары оборвался в процессе ДТП, а не до него? Законопроект ответа не дает.

Кроме того, в проекте есть еще ряд положений, более жестких, чем первоначальные идеи Минэкономики. В частности, предлагается ужесточить ответственность за нарушение ПДД, которое привело к ДТП с пострадавшими или погибшими, в том случае, если виновник аварии не прошел техосмотр. Основную ответственность в подобных авариях предлагается возложить не только на страховщика (такой пункт есть), но и на водителя.

Впрочем, возможно, наиболее серьезные ужесточения приняты все же не будут. В частности, ГИБДД не вернут право проверять талоны техосмотра и штрафовать за их отсутствие или за истекший срок. 16 февраля вице-спикер Госдумы, лидер фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Воробьев заявил: «Фракция не будет принимать решения по техосмотру, которые усложняют жизнь автовладельцев и дискредитируют идею президента. Будьте уверены». Мы-то уверены, только вот у нового президента после 4 марта могут появиться дополнительные соображения по данному вопросу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру