Алексей Венедиктов сообщил демократической общественности пренеприятнейшее известие: компания «Газпром-Медиа» потребовала досрочной отставки совета директоров радио «Эхо Москвы». На самом деле политическая ситуация в стране настолько интересна и парадоксальна, что непонятно: какая еще новость является неприятной. Тут бабушка надвое сказала.
Что мы имеем? Станцию «Эхо Москвы», которая по никому не ведомым причинам даже в жутчайшую эпоху зажима свободы слова являлась на рынке электронных масс-медиа островом свободы. Ведь еще недавно по телевизору говорить на острые антикремлевские темы было практически невозможно, зато на «Эхе» — пожалуйста. Прямой эфир как принцип, и твое слово, которое не воробей, тут же вылетало с 14-го этажа высотки на Новом Арбате, оседая в благодарных ушах радиослушателей.
На самом деле это был парадокс сурковской пропаганды. ТВ как СМИ суперфедерального значения взято под особый контроль, однако для выпускания пара решили оставить отдельно взятую радиостанцию. Получилось некое информационное гетто для неравнодушных любителей потрындеть — собака лает, Путин рулит. Отличная рокировочка. И Западу приятно. Ну кто сказал, что у нас с гласностью проблемы? Тогда послушайте частоту 91,2, изумитесь и больше уже ни в чем не сомневайтесь. Как на пальцах в свое время нафантазировал Сергей Доренко, вот приезжает к нам в гости такой либерал из блока НАТО, весь из себя скептический, его подводят к клетке с попугаем и с надписью «Эхо Москвы», открывают тряпочку и оттуда: «Путин — дур-р-рак». Во, а вы говорили, у нас свободы нет. Тряпочка закрывается, занавес.
Противники «Эха» твердят, что попку так кричать обучили. Враки всё это. Эта вольная (дозволенная!) птица сама до всего дошла. Потому как шибко умная. Г-н Венедиктов сумел-таки договориться со всеми конфликтующими и контролирующими сторонами, объяснив им, что без этой свободной форточки не будет власти покоя. Власть вроде это поняла.
Иногда, правда, доходило до стычек. Между тем же Венедиктовым и самим Путиным. Вот слушал Владимир Владимирович про себя самое интересное и неожиданное, терпел-терпел, а потом приглашал к себе на совещание этого бородатого Фиделя Кастро с острова Свободы и начинал ему вставлять по самое не могу. Венедиктов всегда держался молодцом, даже позволял себе оппонировать властителю дум. Но всегда на критику реагировал правильно.
Только вот в последний раз случился конфуз. Владимир Путин взъелся на экспертов, которых он услышал, лёжа в своем премьерском номере в предолимпийском Сочи. Они по «Эху» говорили про ПРО и с точки зрения ВВП были глубоко неправы. «Это обслуживание внешне-политических интересов одного государства в отношении другого, в отношении России» — сказал премьер-министр. Да еще добавил без падежей, что на сайте «Эха» увидел запись, будто за него, Путина, голосует одно быдло. Ну и еще что-то про понос с утра до вечера. Казалось, Венедиктов на такую DDоS-атаку имел все возможности грамотно защититься. Он должен был просто сказать, что «Эхо» не может отвечать за приглашенных экспертов, что это их мнение, а на самой станции, как прекрасно осведомлен слушатель Путин, приветствуются самые разные точки зрения. Ровно так же коллектив станции не имеет никакого отношения к тому, что пишут дураки или очень умные люди на сайте, ведь Интернет еще более свободная зона, чем само «Эхо». Однако Алексей Алексеевич, на мое удивление, вдруг резко сдал назад и практически стал каяться, во всём признав путинскую правоту. Да, воздух свободы сыграл с Плейшнером злую шутку.
Но как писал В.И.Ленин — шаг вперед, два шага назад. Иногда нужно на время отступить, чтобы добиться главного. А главное для всех нас — иметь в наличии данный неподцензурный радиоресурс. И важно это не только для общественности, но и для самой власти. Уверен, что ее представители, даже самые высшие, где-нибудь в курилке говорят между собой про ситуацию в стране похлеще даже, чем Альбац с Новодворской. И в душе аплодируют самым крепким высказываниям непримиримой оппозиции по собственному адресу. Но только в душе.
А с заявлением совета директоров «Эха» всё просто. Контрольный пакет здесь у «Газпром-Медиа» — 66%. Значит, они являются собственниками радиостанции. Ну а хозяин — барин, что хочу, то и ворочу. И Путин здесь, по-моему, совсем не причём. Просто высокие чиновники посмотрели телевизор, увидели гневное лицо своего шефа, выглянули в окно и, услышав доносившиеся с Болотной выкрики: «Путин — уходи!», очень захотели сделать ему приятное.
А почему бы и нет? Они же в своем праве, в законе. Навальный бы сказал «воры в законе», но я так не скажу. Просто сейчас такое время, когда нужно быть мудрым и дальновидным. Всё на тоненького, каждая ошибка с той или с другой стороны может сыграть решающую роль. Это как с путинскими бандерлогами и контрацептивами, позвавшими вчера еще аполитичных людей протестовать против такого унижения. Но если говорить объективно, то сейчас власть переигрывает оппозицию. А те, кто от большого ума хотят быть святее самого Владимира Владимировича и бежать впереди кремлевского паровоза, этому только мешают. Очень сильно мешают.