В этом же году усилия специалистов будут направлены на создание удобств для пассажиров. Эксперты утверждают: человек, попадая на вокзал, должен получить любые услуги, начиная от мелкого ремонта и заканчивая заказом такси в городе прибытия. Эту мысль подтвердили и массовые опросы москвичей и приезжих. Например, возможно, в скором времени пассажирам не придется полушепотом договариваться с проводниками пассажирских поездов о «передачах» родственникам в другие города. Железнодорожники планируют официально ввести услугу «посылка через проводника».
Теперь — о первоочередных планах. На вокзалах установят автоматические камеры хранения с возможностью почасовой оплаты (сейчас они есть только на Ленинградском вокзале), причем чек на услугу станет своего рода дисконтной карточкой. Предъявляешь его в вокзальной аптеке или магазине — и получаешь скидку.
— В 2012 году все привокзальные площади будут оборудованы автоматическими шлагбаумами, камерами видеонаблюдения, фиксирующими все ситуации, — говорит начальник службы маркетинга Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Андрей Степнов. — Сейчас формируется проект организации движения на привокзальных территориях. Осталось только согласовать схему по Киевскому вокзалу. На Курском работы уже начинаем. Привокзальную площадь расширим почти вдвое, упорядочим парковки. Перед каждым терминалом будут две транспортные линии: первая, непосредственно перед входом, — для такси, городских автобусов, вторая — для легковых автомобилей. Пассажиры, провожающие и встречающие, смогут пользоваться специальными парковками kiss & ride (на них можно бесплатно стоять до получаса).
Принципиальная позиция железнодорожников — магазины и кафе останутся исключительно в терминалах; на площадях же перед вокзалами организуют скверы, фонтаны, парковки.
— Прошлым летом мы подписали с мэрией очень важное соглашение, по которому город передал нам в управление привокзальные площади, — говорит пресс-секретарь Дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко. — Раньше предприниматели заключали договоры с муниципальными органами власти, и мы ничего не могли сделать. Помните, между Ленинградским и Ярославским вокзалами был рынок «Крест»? Как только он исчез, испарилась и толпа, через которую было страшно проходить пассажирам, спешившим на поезда. На Киевском вокзале снесли торговые ряды, причем с добросовестными арендаторами у нас джентльменское соглашение, мы предлагаем им арендовать площади уже в здании вокзалов столицы. Когда завершится процесс переоформления территорий, начнем приводить в порядок остальные привокзальные площади.
Что касается перестройки в самих зданиях, то она идет во всех вокзалах города.
— Мы не можем закрыть вокзал на долгую реконструкцию, он не должен быть парализован, — объясняет Дмитрий Писаренко. — Поэтому работы по благоустройству подчас незаметны. Они идут точечным порядком — обособляется небольшая территория (скажем, закрывается часть кассового зала).
Уже летом пассажиры увидят полностью обновленные Ленинградский и Павелецкий вокзалы, к концу года — Белорусский и Киевский, а в следующем — Казанский. На Казанском, прямо внутри вокзала, сейчас строится торговый комплекс.
Ну а планы на отдаленную перспективу способны порадовать даже пессимистов. По словам представителей РЖД, появление на вокзалах вертолетных площадок, откуда можно будет добраться до аэропортов и подмосковных городов, — вовсе не фантастика. Равно как и превращение вокзалов в уютные мини-города, куда москвичи с удовольствием станут приезжать не только в качестве пассажиров.
КАК ИЗМЕНЯТСЯ СТОЛИЧНЫЕ ВОКЗАЛЫ?
• Павелецкий вокзал. Основной недостаток: плохая связь между залами. Чтобы попасть из одного подъезда в другой, пассажиры вынуждены выходить из здания на улицу. Что изменится? Входы-выходы будут переоборудованы. На первом этаже расположатся кассы, аптека, рестораны, на втором — зал ожидания и магазины, на третьем — офисный центр. Летом на крыше будет работать открытая веранда с садом. Правое крыло займет гостиница.
• Ленинградский вокзал. Основной недостаток: множество неприглядных торговых точек вокруг вокзала. Что изменится? В подвале будет работать супермаркет. На первом этаже откроются парикмахерская, химчистка, газетные киоски, ресторанный дворик. На втором этаже будут залы ожидания, в том числе VIP-зал, и кассы для продажи авиабилетов. В здании организуют зимний сад. В первом, историческом зале, восстановят царские покои. А вот лифты и эскалаторы в первом зале не появятся — их устройство нарушит архитектурную целостность.
• Ярославский вокзал. Основной недостаток: пригородные кассы находятся вне здания вокзала. Что изменится? Над уличными кассами сделают навес. На первом этаже откроют магазины, аптеку, ресторан, на втором — фудкорт.
• Киевский вокзал. Основной недостаток: кассы пригородного и дальнего следования находятся в одном месте, что создает толкучку. Что изменится? Для пассажиров электричек выделят отдельную кассовую зону. На цокольном этаже будут магазины и фудкорт, на первом — ресторан, зал ожидания и игровая зона для детей.
• Казанский вокзал. Основной недостаток: огромные, не заполненные ничем полезным залы ожидания, не пользующиеся спросом у пассажиров. Что изменится? Впервые в истории Москвы непосредственно в здании вокзала разместится торговый центр с ресторанным двориком, представленным несколькими национальными кухнями, и бутиками именитых фирм. Не исключено, что будет построен и многозальный кинотеатр.