К приезду канадских казарок столичные зоологи готовились как никогда. Все-таки не маленькая это ответственность — воспитать в московских условиях птиц, которые выросли на Камчатке. История этих пернатых заслуживает особого внимания. Их приемные родители — дальневосточные орнитологи супруги Герасимовы. Больше пятнадцати лет назад они взвалили на себя благородную и очень трудную задачу — восстановить популяцию казарок в Камчатском крае. Когда-то этих птиц там было пруд пруди, они успешно размножались и не знали бед. Но в середине
В
Эти птицы имеют очень забавную внешность и отличаются между собой по размерам. Самые маленькие особи размером с курицу, а самые крупные могут посоперничать с лебедем. Но даже птицы-великаны, очутившись на Пресне, повели себя весьма неожиданно.
— Прибывшие к нам казарки оказались очень робкими, — рассказывает о новых питомцах заведующий отделом орнитологии Николай Скуратов. — Они трогательно держались друг дружки, ходили только стайкой и боялись всего на свете.
Перепуганные из-за смены обстановки, гуси даже опасались... принимать пищу! Зоологи выставляли на большой пруд кормушки с едой, рассчитывая, что казарки не будут щелкать клювом и поедят вместе с остальными обитателями водоема. Но новенькие робко топтались в сторонке и выжидали, когда наестся вся орава живущих в зоопарке птиц. Лишь когда территория вокруг кормушки становилась свободной, пернатые осторожно подходили и принимались за еду. Но стоило к ним подлететь хотя бы воробью, как они тут же как ошпаренные отскакивали от обеда и убегали.
Орнитологи постоянно наблюдали за тем, как освоятся на новом месте их подопечные. Как только они заметили, что птички — из робкого десятка, сразу же пришли им на помощь. А именно — отселили на островок посреди пруда, куда обычно не залетают другие крылатые. Ежедневная кормежка теперь превратилась в увлекательный аттракцион. Сотрудники садились в лодку и подплывали к острову на такое расстояние, чтобы не спугнуть его обитателей. И с лодки же кидали на остров корм. Однако казарки, сбитые с толку такими выкрутасами, и тут не рискнули полакомиться незнакомыми блюдами и обходили еду стороной. Пернатая забастовка продолжалось несколько дней.
— Когда они к нам приехали, то были толстенькие и упитанные, как колобки, — вспоминает Скуратов. — А после нескольких недель «голодовки» заметно постройнели. Мы думали, что они все-таки будут кушать, но не тут-то было.
Тогда орнитологи решились на кардинальные меры. Они собрали всех испуганных птиц с острова и перенесли в отдельный вольер. Вернее, почти отдельный, в качестве соседей там жили другие вполне безобидные гуси. Корм туда стали приносить в таком огромном количестве, чтобы всем хватило. Как и ожидалось, казарки не решались подходить к кормушке вместе с соседями, а покорно ждали, пока те наедятся. Но так как еды было очень много, то даже после первой партии едоков оставалось достаточно, чтобы прокормить 16 казарок. Через некоторое время бока скромных птиц снова округлились, и зоологи вздохнули с облегчением. Заодно и другие «квартиранты» перешли в высшую весовую категорию. Правда, при виде незнакомых людей и знакомых соседей пернатые с Камчатки все равно робеют и предпочитают проводить свободное время, забившись под куст. Но, по крайней мере, истощение им уже не угрожает. В скором времени казарки наверняка привыкнут к столичной обстановке и заживут обычной для них жизнью. Главное же желание орнитологов, чтобы их новые питомцы разбились на пары и вывели птенцов, это будет самый лучший показатель из благополучной жизни.
Вольер с казарками находится на территории большого пруда, так что все желающие могут внимательно присмотреться и разглядеть среди веток необычных новичков.
В понедельник, 13 февраля, Московскому зоопарку исполняется 148 лет. «МК» присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает своим друзьям дальнейшего процветания.