Социологи и полицейские бьют тревогу: в Москве растет «негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов: растет доля подростковой преступности; увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют подростки; растет количество антиобщественных молодежных объединений, вовлекающих молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения. Растет наркомания среди несовершеннолетних». И это закономерно: «Общий социальный фон воспитания подрастающего поколения в современной Москве определяется как кризисный и неблагоприятный», — открыл дискуссию в Мосгордуме депутат Андрей Клычков.
По мнению экспертов, «одной из основных причин роста противоправных действий со стороны подростков является незанятость учебой, трудом и организованными формами досуга, отсутствие целостной концепции воспитательной работы». И роковую роль здесь сыграло устранение государства: в итоге в школу, по данным Клычкова, «не ходят сегодня по России 2 млн. детей» и лишь в одной Москве захвачены чиновниками и «прихватизированы» более 50 негосударственных некоммерческих досуговых организаций, ранее работавших с подростками.
Схема захвата каждый раз была жесткой. Вначале, рассказала испытавшая ее в 2008 году руководитель социального досугового центра Ольга Онуфриева, «центру выделялось убитое, неликвидное здание. А когда его своими силами приводили в порядок, здание отбирали, а детей выбрасывали на улицу. Милиционеры и чиновники муниципалитета взрезали металлические двери, врывались, захватывали документы, здание опечатывали (сплошь и рядом, как в нашем случае, прямо с паспортами сотрудников), а затем отбирали. (Другой любимый номер чиновников — закрыть детский центр якобы на капремонт, после которого в здание въезжает новый собственник.) И самое противное, что вся эта «деятельность» идет под трескучие разговоры о молодежной политике: «Пять последних лет соответствующие структуры департаментов Москвы росли как на дрожжах. А детские центры таяли на глазах — детей выбрасывали на улицу».
Среди жертв чиновников — центр творческого воспитания детей «Чародеи» (Измайловский проезд, д. 4а, стр. 2, проработал до безвременной кончины 20 лет); досуговый центр «Импульс» (работал 23 года, Полярная ул., д. 10, стр. 1); культурно-воспитательный центр «Мир глазами ребенка» (работал без малого 50 лет — ул. Арбат, д. 23, стр. 1); студия «Семицветик» (работала 11 лет, Спасопесковский пер., д. 3/1, стр. 1); детский спортивно-патриотический клуб «Спектр» (работал 20 лет — Госпитальный вал, д. 5, корп. 18); культурно-оздоровительный центр досуга по месту жительства «Юность» (работал 35 лет, Украинский бульвар, д. 15), многие другие. Понятно, что шансов уцелеть у них не было — достаточно взглянуть на адреса. А вот легальную возможность отнять у детей эту лакомую недвижимость дал чиновникам принятый пять лет назад столичный закон № 53 «О наделении органов местного самоуправления в Москве отдельными полномочиями в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением», констатировали участники слушаний.
— Сейчас наша единственная надежда — мэр Собянин, — заявили они. — Сергей Семенович! Обратите внимание на эту проблему в Москве! Все пострадавшие центры надо вернуть детям, не деля их на государственные и негосударственные. А