Назло папаше отморожу уши
«МК» провел мониторинг высказываний в Сети на тему морозов. Удивительно, но выяснилось, что большинство столичных жителей к морозу относятся хорошо: «Ругайте меня, а я радуюсь морозу. Ну когда еще вы можете солнце в Москве увидеть?!» — занимается самобичеванием пользователь Твиттера Елена Бондарева. Впрочем, напрасным. Радуется она не одна. «Вчера ночью каталась на ледянке по заснеженной набережной. Сегодня руки красные и в болячках от мороза», — оценила зимние прелести Юлика Соколова.
А о чем мечтает в мороз каждый второй школьник? Когда уже наконец похолодает так, что отменят занятия! Некоторым зауральским школьникам уже повезло. На карантин младшеклассников отправили в Туве, где температура опустилась ниже 52 градусов, в Кызыле, в Якутии, Саратове и Приамурье.
Пока уроки отменяют, самое время и погулять. Профессор НИИ педиатрии и детской хирургии Елена Кешишян рассказала «МК», как правильно одеть ваше чадо в мороз. Главный принцип — использование натуральных тканей, которые обладают правильной теплопроводностью. Тогда ребенок не охлаждается слишком быстро, но и не потеет. Стоит следить за тем, чтобы к телу ребенка не проникал холодный воздух. Для малышей в этом плане очень удобны комбинезоны. Если вы надеваете шубу, нужно подпоясаться. Особое внимание стоит уделить шапке, которая должна плотно прилегать к ушам и иметь подкладку из натуральных материалов. Можно вспомнить и ранее распространенный обычай подвязывать под шапку хлопчатобумажный платок. Хорошо надеть на ребенка шапку-шлем — так холодный воздух не будет проникать к шее. Самой хорошей обувью в морозы считаются обыкновенные валенки, если они тяжелые. Подойдут сапоги на прорезиненной подошве с натуральным мехом или синтепоном внутри. Варежки должны быть по размеру и не из одной шерсти, а из непромокаемого материала.
По словам Елены Кешишян, к ним стали часто приносить ребят с обмороженными щеками. Признаком обморожения являются красные пятна, которые спустя какое-то время синеют.
Также педиатр предупреждает, что с грудными детьми не стоит гулять, если температура опускается ниже 10 градусов. В этом случае прогулки лучше заменить недолгим нахождением в комнате с открытым окном или на балконе. Дошкольники могут гулять на морозе максимум полчаса.
Что делать в мороз бездомному
«Количество пострадавших от мороза бездомных превысило 20 человек, на прошлой неделе найдено 7 трупов», — сообщила исполнительный директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Спасти всех замерзающих на улицах столицы вознамерились органы социальной опеки. «Мест в наших центрах социальной адаптации для бездомных достаточно. Из 1,5 тысячи мест свободно около 500», — сообщил журналистам заместитель руководителя Департамента соцзащиты населения Москвы Сергей Логунов. Он заверил, что в столице работает «Социальный патруль», куда граждане могут звонить и сообщать о нуждающихся в крове бездомных.
Мы решили проверить, как патруль работает, и позвонили по дежурному телефону
— В переходе на Савеловской замерзает бомж!
— Девушка, — сказала извиняющимся голосом оператор, — вызовите, пожалуйста, «скорую» на предмет переохлаждения и обморожения! Пожалуйста! Они приедут моментально, а мы — только к вечеру! Очень много вызовов, очень много!
«Если вы видите замерзающего бездомного, лучше сразу вызывать «скорую помощь», — подтвердила «МК» директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. По ее словам, количество обращений в фонд выросло. Бездомных принимали государственные центры, но вот поликлиника для них — одна на всю столицу — около метро «Курская». Помощь бездомным оказывают и столичные храмы, например в храме Космы и Дамиана собираются десятки бездомных.
Если не заводится автомобиль
Актуален в мороз и транспортный вопрос. В Сибири, например в Тюмени, где трассы длинные и пустынные, организовали специальные пункты обогрева. С горячим чаем, валенками и одеялами, они дежурят на трассах круглосуточно. В прошлые морозы они спасли почти 60 человек. Зона обслуживания одного поста обогрева — 100 километров. У пункта появляются уже первые клиенты — водитель доехал сам, но с замершими изнутри стеклами — сломалась печка по дороге.
В Центральной части России все не так страшно, но проблемы тоже возникают. «С морозами мне стали часто звонить люди и спрашивать, что делать — не заводится автомобиль», — рассказывает «МК» активист «Синих ведерок» Иван Шапкин. По его словам, главная причина того, что автомобиль не заводится, — посаженный аккумулятор, пускового тока которого не хватает для запуска. Или же в форсунках замерзает конденсат. Бывает, что причина в некачественном дизеле, который при низких температурах превращается в гель.
Остальные правила — это даже не правила, а прописные истины. Запустить двигатель мало — его нужно немного прогреть. Разумеется, не до рабочей температуры, но до того момента, как стрелка соответствующего указателя сдвинется на полсантиметра ближе к центру. Это тоже недолго —
Где погреть ботинки
Немногие об этом знают, но почти половина столичных подземных пешеходных переходов (196 из 395) оборудована встроенным подогревом. Это помогает коммунальщикам бороться со снегом и льдом на ступеньках и пандусах.
— Средний срок службы системы снегоудаления — 10 лет, — говорит пресс-секретарь ГБУ «Гормост» Виктор Окко. — Все новые подземные переходы еще на стадии проектировки оснащаются поддонным оборудованием. Объекты же старой постройки подогрев получают во время капремонта. Принцип работы примерно такой же, как у теплого пола в квартирах. Под плиткой по всей длине спуска и пандуса прокладывается электрический нагревательный кабель. Система снегоудаления включается автоматически при температуре воздуха от +5 до −15 градусов. В других случаях использовать нагрев не имеет смысла. Если теплее — осадки не замерзают, если холоднее — осадков нет вовсе. Сейчас, к примеру, несмотря на мороз, ступени и спуски переходов сухие.
По словам г-на Окко, раньше использовалась технология водяного подогрева. Под полом лежали тонкие трубки, по которым циркулировала жидкость. Но сейчас от подобного подхода отказались — электрокабели значительно проще в эксплуатации.
Напомним, несколько лет назад столичные власти вынашивали проект создания в столице тротуаров с подогревом. Отопители предполагалось разместить в главных туристических зонах: старый Арбат, пешеходное «Золотое кольцо». 26 декабря 2005 года между Манежем и Александровским садом появился первый теплый тротуар площадью 11 тысяч кв. м. Территория подогревается почти