— Это «ноу-хау» мне подсказал очередной посетитель, — рассказывает владелец кладоискательской конторы Владимир Порываев. — Прошлым летом пришел мужчина, чтобы купить металлодетектор. Разговорились, и он мне открыл свой секрет: работал до недавнего времени автоинспектором на «точке» ГАИ — где-то то ли в Орловской, то ли в Липецкой области. Такие стационарные посты активно строились на наших автотрассах перед Олимпиадой-80, а в последние годы многие из старых «объектов контроля дорожного движения» были закрыты.
По словам экс-гаишника, в
Вооружившись взятым напрокат прибором, отставной сотрудник ГИБДД еще раз прочесал лесополосу. Того конфискованного ножа не нашел, зато наткнулся на другие тайники, устроенные, судя по всему, его прежними сослуживцами. Такие поиски заинтересовали бывшего гаишника, и он с тех пор всерьез начал «ковыряться» в земле. Даже решил раскошелиться на приобретение собственного металлодетектора.
Между прочим, в разговоре нашем он припомнил любопытный эпизод из своей кладоискательской эпопеи. Однажды, занимаясь «прочесыванием» на очередном заброшенном посту ГАИ, спугнул какого-то человека, рыскавшего среди деревьев. Хотя мужчина этот поспешил удалиться, мой клиент все-таки разглядел, что лицо-то знакомое, и потом вспомнил: еще в бытность автоинспектором дежурил когда-то вместе с этим мужиком — оба были тогда при погонах. Видимо, соратник тоже пытался теперь отыскать припрятанный конфискат.
— Во все времена люди скрывали в потаенных местах либо что-то ценное, либо незаконное, — подытоживает свои кладоискательские наблюдения Порываев. — Гаишник «под настроение» многое рассказал о том, что творилось лет
Часть своей добычи инспекторы после окончания дежурства увозили с собой, а другую часть предпочитали спрятать до поры до времени прямо на месте. Условия этому вполне благоприятствовали: многие из стационарных постов ГАИ построены на отшибе, вдали от населенных пунктов, поэтому легко можно устроить схрон в зарослях деревьев и кустов по соседству. Кое-что из этих «сокровищ» их новые владельцы потом забирали, но немалое количество так и оставалось невостребованным: хозяин-гаишник забыл про тайник, заболел, перебрался в другой район...
— Под влиянием услышанного от этого бывшего автоинспектора я попробовал «прочесать» территорию возле нескольких бывших постов ГАИ, расположенных на дальних южных подступах к столице, — вспоминает Владимир Порываев. — Занятие это получилось довольно интересным, но, как говорится, на любителя. Сразу хочу отметить одну очень характерную особенность: работа с металлоискателем оказалось здесь очень затруднена, поскольку все окрестности гаишных «домиков» густо «засеяны» слоем металлических пробок, банок из-под пива, монет образца начала
Что же касается собственно «гаишных кладов», то рассказы моего клиента полностью подтвердились. Легко было заметить, что автоинспекторы зачастую усердствовали, стараясь получше оборудовать потаенные места для хранения своих сокровищ. Я натыкался на специально сооруженные «погреба» — вырыта, к примеру, яма метр на метр и глубиной сантиметров 60, а сверху ее скрывает деревянная крышка. Другой вариант — несколько автомобильных покрышек вкопаны наподобие колодезных колец и накрыты листом железа... (К слову сказать, самые богатые «клады» были спрятаны в тайниках, сделанных под собачьими будками, — тут двойная защита: барбос посторонних не подпустит, да и конура его хорошим маскировочным средством является.) Часть таких обнаруженных мною «складских помещений» оказалась пустой, зато другие были «с начинкой».
Коллекция находок подобралась в итоге весьма пестрая — убедился, что в «лихие»
Отмечу также изобилие зарытого в землю спиртного. Брали с проезжающих фур в качестве дани целыми коробками и часть таких трофеев припрятывали «на потом» — мне попадались початые упаковки с бутылками коньяка, с вином, с банками пива...
— А кроме прод- и промтоваров, других ценностей не было? Например, золото, пачки купюр?..
— В своих рассказах экс-автоинспектор упоминал вскользь, что ему довелось обнаруживать в тайниках на заброшенных постах ГАИ деньги — причем довольно крупные суммы: видимо, кто-то из проезжающих «извинился» за свое серьезное «прегрешение», а то и вовсе боевики-нелегалы откупились от дежурящего на трассе постового, чтобы не «потрошил» их машину. Однако мне таких ценностей не попалось. Хотя как-то наткнулся на схрон, где лежали пачки еще старых, «ельцинских» рублей, скрепленные скрепками, и на каждой — записочка с фамилией: «Петрову», «Васильеву»... Похоже, нелегальный «довесок к зарплате» сотрудников был здесь запрятан. А мой коллега по увлечению кладоискательством при обследовании заброшенного придорожного поста нашел целую гаишную «бухгалтерию». На листках записано: за смену получил столько-то, Семенычу — столько-то, наверх — столько-то... Красноречивый документ эпохи великой коррупции! Впору в музей отдавать.
— Не боитесь рассекречивать информацию про «клады ГАИ»? Вдруг, прочитав в «МК» ваш рассказ, любители халявы ринутся прочесывать заброшенные посты ГИБДД по всем российским дорогам и у вас хлеб этот отнимут?
— Честно говоря, для меня как кладоискателя-профессионала данная тема была лишь эпизодом, таким своеобразным спортивным развлечением. Серьезных результатов, интересных, действительно ценных находок, которые бы будоражили воображение, я здесь и не ожидал. Да и материальная сторона подобных «экспедиций» не слишком перспективна. Большая часть припрятанных когда-то сотрудниками ГАИ «сокровищ» сейчас уже ни на что не годна. Бытовая техника за годы нахождения в земле отсырела, заржавела, резина электроизоляции сгнила, металлические банки консервов вздулись, бутылки с вином полопались от морозов... В общем, плоды жадности прежних придорожных хапуг в погонах превратились в прах.