Передать на словах звуки — дело не из легких. И последняя тенденция в Первопрестольной — подходить к объявлению остановок общественного транспорта творчески. Говорить с улыбкой — так, словно вы и он (этот голос) добрые друзья.
В некоторых трамваях на севере столицы уже несколько месяцев пассажиры слышат именно такой голос — добрый и мягкий. Это говорит Ирина Панкина.
— Мне хотелось, чтобы в моем голосе люди всегда слышали пожелание доброго дня или вечера, — объясняет Ирина.
Она — профессиональный диктор. В свое время закончила Гнесинку, потом долгое время работала на радио, а последние годы преподает музыку в школе. Сманил на новую работу, точнее сказать — подработку, Ирину ее сын Илья. Он работает водителем трамвая.
— В один прекрасный день ему надоел этот сухой дипломатический голос, объявляющий остановки, — рассказывает Ирина Панкина, — поэтому он предложил записать мой голос.
Мать и сын сняли у друзей студию — и началось. По словам Ирины, первую запись остановок на маршрут трамвая № 11, который идет до «Останкино», получилось сделать всего с четырех дублей. Сейчас же одно объявление приходится записывать с
— С одной стороны, нужно говорить быстро и четко, чтобы информация дошла до человека, а с другой — тепло и нежно, чтобы пассажиру было приятно слушать, — объясняет Ирина. — Каждое объявление надо произносить с разной интонацией, акцентируя внимание на важных словах.
«Неужели это так сложно — говорить четко и с интонацией, ставя ударения на главные слова?» — эта мысль меня очень занимала, и я предложила Ирине записать моим голосом хотя бы пару объявлений.
Я надела наушники и красиво произнесла (так мне, во всяком случае, показалось): «Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка — Сельскохозяйственная улица». Это был лишь первый дубль... А всего я тараторила эту фразу раз 30, не меньше. Минут через 10 мне уже начало казаться, что мой артикуляционный аппарат вообще вышел из строя. Произнося слово «сельскохозяйственная», я то пришепетывала, то присвистывала. Еще не там, где надо, ставила ударение и делала паузу. А когда услышала себя в записи, то просто не узнала свой голос. Он был ужасным!
— Не переживай, — улыбнулась моя наставница. — Человеку свой голос в записи всегда кажется противным. На самом деле это иллюзия.
Когда мучения мои закончились, я уже радовалась тому, что никто, кроме Ирины, меня никогда не услышит. А вот ее тембр голоса мне очень понравился. Как пояснила Панкина, до сих пор она звучала только в шести трамваях, прикрепленных к депо им. Баумана. В 2012 году она будет объявлять остановки еще в девяти трамваях на востоке Москвы — от депо им. Русакова.
— Сотрудники Русаковского депо еще летом случайно услышали в салоне другого трамвая, как я объявляю остановки, — пояснила Ирина. — И форма подачи информации им очень понравилась.
Недавно она закончила записывать для них остановки, и со следующего года фонограмма с ее голосом должна выйти в эфир.
Кстати, в «Мосгортрансе», который обслуживает весь наземный общественный транспорт столицы, на сегодняшний день нет даже единой службы звукозаписи. Автобусные и троллейбусные парки, трамвайные депо заключают договоры на предоставление таких услуг в основном с профессиональными дикторами. И самостоятельно записывают фонограммы объявления остановок, маршрутов и другой важной информации для пассажиров. В депо им. Баумана, к примеру, Ирине предложили на запись только один час в день — во время обеденного перерыва, пока воцарялась относительная тишина.