НТВ, программа «Последнее слово» с ведущим Павлом Селиным. Тема ток-шоу — «Лучшие люди года-2011». И кого бы вы думали назвали героями? Путина-Медведева, Чурова, Пугачеву-Галкина? Вот это точно была бы пошлость. Нет, назвали простых людей, хотя некоторых из них вы отлично знаете.
Вот летчик Андрей Литвинов. По идее, он должен был, как баран за штурвалом, тихо себе ждать иркутского губернатора Мезенцева, который опоздал к отлету на целый час. Ну час, другой — какая разница, жди, г-н воздушный извозчик, и молчи в тряпочку. Но Литвинов почему-то молчать не стал, а высказал большой шишке все, что думал по этому поводу. И сильно потом прославился: его радикальные корки услышала вся интернетовская Россия. Само собой, летчика пригласили в студию, а он и здесь молчать не стал, рубил правду-матку и абсолютно никого не боялся. Герой? Ну а как же!
Также на программе присутствовала журналист Ольга Романова. Весьма известная. Но в данном случае она в уходящем году прославилась тем, что вытащила из тюряги своего бизнесмена-мужа, как выяснилось, незаконно осужденного. Что она прошла при этом, обычным людям представить невозможно. Конечно, имя помогло — ведь сколько простых жен бьются за своих кантующихся на нарах супружников, да только разбиваются в кровь, ничего у них не получается. Но Романова ситуацию просто так не оставила, не стала радоваться лишь за свое вновь обретенное семейное счастье. Она организовала таких же, как она, сестер по разуму, ищущих правду, то есть тех, у кого их вторая половинка внезапно оказалась в тюряге по экономическим понятиям.
Среди приглашенных гостей присутствовала и знаменитая Татьяна Догилева. Знаменитая, само собой, как актриса. Но Татьяна в год Кролика вдруг превратилась в тигра, выступив против михалковской застройки в Козихинском переулке. Она оказалась в группе неравнодушных людей, вышедших на улицу с плакатами еще до всякой Болотной площади. И здесь Догилева действовала не в ранге звезды, а как простой, но громко кричащий обыватель. Которого достало.
Таким образом, программа «Последнее слово» бросила свои пять копеек в создание гражданского общества в нашей стране. Которое строится, как известно, снизу вверх, а не наоборот. Именно такое сообщество свободных людей инициирует смыслы, выбирает себе власть снизу доверху и, само собой, спрашивает с нее. Потому что власть обязана зависеть напрямую от народа, а не наоборот. Ведь ясно же, кто кого кормит.
Но мне бы хотелось добавить сюда и своих маленьких героев-журналистов, увиденных по телевизору. Маленьких, потому что есть большие, великие, которые погибли на этой войне. Вечная им память — не забудем, не простим.
Но я о других. Например, вы будете смеяться, о Сергее Брилеве. Он после феерического прямого эфира премьера Путина со своими любимыми подданными брал у него интервью для собственной программы. Вот что думает Путин о Брилеве, преданном делу партии бойце своего идеологического народного фронта: «Ну, этот свой в доску, не подведет, ведь знает же, с кем говорит». Но «свой в доску» вдруг стал задавать не слишком удобные вопросы. А ведь мог бы публично лизать, как это многие его коллеги с федеральных каналов и делают. Ан нет, взял и спросил напоследок: «Зачем же вы людей с белыми ленточками контрацептивами назвали? Они ведь обидятся и повалят на проспект Сахарова со страшной силой». Ответ удава Пу был уже не так важен. Главное, что Брилев сделал свою работу до конца. Конечно, это не подвиг, но что-то героическое в этом есть.
Вот еще главред радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов при заходе Путина в студию встал как все. В знак уважения. Но, когда затем начались бурные продолжительные аплодисменты, неожиданно уселся на стульчик. Совершенно один, остальные продолжали рукоплескать. Опять же вроде ничего особенного, но получилось красиво.
А на самом аполитичном канале страны под названием «Культура» показали «Полет над гнездом кукушки» Милоша Формана. Впервые я увидел это в
Все повторяется. Когда-то при совке самый невиннейший фильм, спектакль мог попасть под каток цензуры, которая видела намек на борьбу с властью во всем, что движется. «Полет над гнездом кукушки», ставший вроде бы уже таким философским, вне времени и пространства, вдруг попал в самую точку, сказав нам о сегодняшнем дне больше, чем Немцов с Лимоновым и Навальным вместе взятые.
Сын за отца
Сын за отца не отвечает, сказал как-то всем известный исторический персонаж. Позвольте-ка с ним не согласиться. Это смотря какой сын и за какого отца.
Когда-то Сергей Белоголовцев блистал в самой остроумной передаче
Но вся эта радость случилась на одном отдельно взятом канале — «ТВ-6. Москва». Затем в силу разных обстоятельств канала не стало, «О.С.П.» в полном составе перешло на СТС. И там приказало долго жить. Продвинутое сетевое руководство разделило артистов на «чистых» и «нечистых». Оставили только лишь Михаила Шаца с Лазаревой, а остальных попросили выйти вон.
Помните, были такие замечательные люди — Бочаров (Бочарик), Кабанов (мамаша из «33 квадратных метров»). Теперь о них ни слуху ни духу. И о Белоголовцеве — тоже. Он мелькнул на детском канале «Бибигон», был приглашен в одноразовый «Цирк со звездами». Вот, собственно, и все, нет больше талантливого артиста.
Телевидение — жестокая штука. Вчера ты звезда, но сегодня тебе говорят: не формат — и отцепляют от золотого поезда. И нет тебя больше, ты становишься маргиналом, «невыездным». Ведь если человека не показывают в ящике, о нем можно забыть. Навсегда.
Но у Белоголовцева, к счастью, есть сын. Вернее, три сына, как в русской сказке. Но этого, засветившегося, зовут Никита. Сначала он проявился на политическом ток-шоу на ТВЦ. Шоу прикрыли, но Никита не унывал. Теперь его можно видеть сразу на двух каналах — на «Дожде» и на «России-2». На политически озабоченном «Дожде» он рассказывает о спорте. Но не только. Еще и ведет новости, совсем не спортивные. Вообще он продвинутый до невозможности, может вести программы обо всем на свете.
А на «России-2» (бывший «Спорт») у него «Удар головой». Это уже только о футболе. Там Белоголовцев-2 просто незаменим. Схватывает все на лету, реагирует молниеносно. Часто приглашает в программу Сергея Белоголовцева, который по виду годится ему в старшие братья. Но сын обращается к нему исключительно «папа».
А папа, как оказалось, так до сих пор и не вырос — все остался в том же мальчишеском образе. Сын кажется взрослее отца. Так бывает. Зато Сергей своим Никитой, безусловно, может гордиться. Сам-то он ушел из большого ТВ, но дело его живет. И побеждает.