Но внутренняя драма чувствуется, ниточки нервные напряжены. Пошли было слухи, что Алексей Пивоваров отказывается читать новости на НТВ, потому что якобы запрещают говорить о протестном настрое интеллигентских масс. Какая же ирония судьбы! Начальником Пивоварова является Татьяна Миткова, которая в свою очередь, как все помнят, в
Однако в субботу Пивоваров сиял от счастья: про судьбоносный митинг говорить разрешили!
Общественность это отметила и сильно порадовалась. Но как долго будут длиться данные игры разума? Ведь первая волна прошла, получилось как бы две недели тишины, до следующего митинга. И вроде опять все так хорошо, благостно. Политическая тема уходит сама собой. Вновь Высоцкий, светские измены, Михалков с «Цитаделью». Все как всегда.
А скоро Новый год и совсем все забудется? Нет, митинг 24 декабря покажут, конечно, но это будет всего лишь как приправа к праздничному столу: смотрите, хорьки бунтуют под конец года Кролика. Ой как весело.
Для пущей важности на канале «Россия» нам показали неизвестное (чудесно спасенное, как говорят) интервью Солженицына. Злые языки, сторонники теории заговора, тут же все поняли правильно: это специально сделали, ведь там пророк вещает о развале Российской империи. Неужели непонятно, на что намекает?
Нет, Александр Исаевич ни на что не намекал. Ведь его, к несчастью, уже нет с нами. Эта беседа была записана в 1983 году. Но наше замечательное ТВ всегда умело в государственных интересах воспользоваться всем чем угодно, даже мертвым классиком.
Хотя именно Солженицын сильно пострадал от ТВ. Когда он вернулся в Россию, ему тут же дали эфир на ОРТ (ныне Первый канал). Его передача длилась несколько месяцев, потом ее прикрыли, ссылаясь на низкие рейтинги. Для кого-то это была бы личная драма, но только не для Солженицына. А ведь мог он, казалось, позвонить самому главному начальнику, пожаловаться, потребовать. Но писатель всегда жил в совершенно другом измерении. Тихо, не проронив ни единого слова, он уединился на своей даче, чтобы писать, работать. До последнего.
И все равно им пользовались, когда могли. Сначала оппозиционеры-патриоты, когда он не принял из рук Ельцина высшую награду. Потом чиновники-государственники, когда он согласился принять у себя Путина.
Ну а уж когда его не стало, то сам бог велел. Однако я не верю в эту теорию. Ведь Солженицын рассказывал журналисту Бернару Пиво о террористах, о Багрове, убившем премьер-министра Столыпина. Кто-то скажет: так это же намек на нашу оппозицию. Ничего подобного! Террористом как раз у нас стало воровское государство, замкнувшее на себе всю страну. Так что если это и был пиар, то абсолютно мимо цели.
Поразило другое: как провел интервью с классиком француз Пиво. Как же глубоко он его понимал, чувствовал, как точно был в теме. Бесед подобного уровня на нашем ТВ, даже на «Культуре», даже у Познера, я не припомню. Это уровень недосягаемый! Настоящий мастер-класс, который устроил для наших ведущих интеллектуал из Парижа. И не было здесь ничего сиюминутного, а только светлый маячок в вечность.
Скорая помощь
Если звезды ведут ТВ-передачи, значит, это кому-нибудь нужно? Ну конечно, кто, как не они, раскрученные, могут завлечь своего зрителя, поднять рейтинг!
На канале «Перец», который когда-то назывался ДТВ, появилась программа «Что делать?» с Михаилом Пореченковым. Вообще «Перец» — отдельная песня. В правом верхнем углу есть его изображение. Он красный, продолговатый и висит. А должен стоять, как рейтинг у Пореченкова.
Этот артист и швец, и жнец, и на дуде игрец. Мало ему театра с кино (когда показывали «Ликвидацию», весьма забавно выглядели рекламные паузы, где страшный предатель Академик вдруг рекламировал какой-то кетчуп). На НТВ Михаил вел «Кулинарный поединок», на ТНТ — «Битву экстрасенсов». Но, похоже, это для него были лишь проходные эфиры. Артист готовился к чему-то самому главному.
«Что делать?» А ничего не делать, веди себе эфир на уровне, и народ к тебе потянется. Правда, название это заимствовано. На «Культуре» существует одноименная программа с Виталием Третьяковым. Но слишком умная, поэтому ее не очень-то и смотрят. А «Что делать?» — передача правильная. Как инструкция по применению. Вот, например, девушка на мосту. Том самом, куда обычно молодожены приезжают перед свадьбой. Вдруг ей становится плохо, совсем плохо. Она падает, лежит не дыша. Но не бойтесь, это проверка, господа. На нашу с вами вшивость. Девушка — актриса, она нас просто разыгрывает. Но всерьез и надолго. И вот что делать? Не обращать на нее внимания или бежать на помощь?
Обычно многие не обращают. Понятно, свадьба — святое дело, ну мало ли кто тут рядом валяется. Но бывают и герои-одиночки. Наклоняются над павшей, некоторые даже делают искусственное дыхание, дышат рот в рот. И вдруг — о боже! — на спасителя и «спасенную» набегает съемочная группа с Пореченковым во главе и с микрофоном в руках. «Поздравляю, вы молодец, вы просто лучший. Только что вы спасли человека». Подставная девушка поднимается как ни в чем не бывало, а герой обалдевает не на шутку.
Не знаю, станет ли он в следующий раз так же выручать себе подобного или подумает: вот сейчас брошусь стремглав на помощь, а вдруг опять Пореченков прибежит. Может, тогда не стоит выделяться из толпы?
А вот другой случай в программе. Тот же мост. Но уже парень. Идет понуро с каким-то тупым предметом. Предмет оказывается банальным камнем. Он его повязывает на шею, забирается на парапет... Вот-вот сиганет. А что же народ? Большинство — ноль внимания, фунт презрения. Но всегда есть исключение из правил! Бежит женщина, снимает «бедного» с верхотуры, что-то нашептывает ему, зубы заговаривает. Но тут раз! — и опять наш Академик появляется. А женщина теряет дар речи. Она сама готова уже броситься с моста, потому что ее обманули в лучших чувствах.
Так что же делать? «Кто людям помогает, тот тратит время зря» — пела когда-то старуха Шапокляк. Но помогать все же надо, к этому призывает программа. Просто делают как-то уж прямо в лоб: помогай, гад, иначе ты полное чмо. Но, может, с людьми именно так и надо?