В начале ноября десятки детей из Москвы и Троицка остались без детского сада. Точнее, их попросту выгнали из их ДОУ — Минэкономразвития приняло решение ликвидировать сад и избавиться от обузы. Вполне логичное решение — в сад уже давно ходили все желающие, а не только дети сотрудников министерства.
— В садик 707 в поселке Минзаг ходили дети из многих районов, — рассказывает Алия Закирова, мама одного из детсадовцев. — Летом нам объявили, что сад будет ликвидирован — министерство передает его на баланс муниципалитету. Дети остались без мест, путевки в другие сады нам никто не предложил.
Возмущенные родители пытались отстоять свой сад всеми доступными ими способами — писали письма чиновникам, просили объяснить суть. Но вместо помощи получили лишь отписки.
— Мы прописаны в Троицке, мест для нас пока нет, — объясняет Алия. — Комиссия отнеслась к нам с пониманием, и в следующем году ребенок стопроцентно попадет в сад. Но до сентября придется сидеть дома.
В самом министерстве пояснили, что услуги детского сада им больше не нужны, так как ДОУ было рассчитано на детей сотрудников ведомства.
— С 1 января 2012 года бюджетные учреждения будут получать субсидии на выполнение госзаданий, — объясняют в министерстве. — Цель деятельности детского сада по уставу — это воспитание детей служащих центрального аппарата Минэкономразвития России. Но эти услуги нами не востребованы. Поэтому мы не можем сформировать госзадание и получить финансирование на сад.
Формально садик продолжит свое существование, только «хозяева» сменятся. Но для детей и родителей такая смена власти равносильна закрытию. Сотрудники Минэкономразвития уверяют, что поиск мест в других садах не в их компетенции. А передача сада на баланс может длиться годами. Особенно это заметно на примере другого ведомства — Министерства обороны.
Детский сад в стиле милитари
Военные тоже поняли, что заботиться о малышах и пеленках им не комильфо, и решили передать детские сады муниципалитетам. Но если у экономистов на балансе — одно ДОУ, то у Минобороны — сотни. И нежданные подарки в виде детских садов обломились всем муниципалитетам — от подмосковной Кубинки до Дальнего Востока.
— На сегодняшний день Министерство обороны относится к тем ведомствам, которые обладают достаточно большим активом в части недвижимости, — рассказывает депутат Госдумы Екатерина Семенова, президент общероссийской общественной организации «Воспитатели России». — Другое дело, что муниципалитеты в процессе передачи такого рода собственности столкнулись с серьезной технической проблемой, которая не позволяет быстро и даже при обоюдном решении муниципалитету принять, а Минобороны передать детский сад.
Первая бюрократическая проблема — это сама процедура передачи. Документы оформляются по нескольку лет. Родители в это время пытаются срочно устроить детей в другой сад, а экс-ведомственный простаивает. Например, ДОУ «Аистенок» в Пскове ждал своих аистят два года. В группах были застелены кроватки, игрушки пылились на полках. Но дети не могли воспользоваться всем этим, пока не стало ясно, кто в саду хозяин.
— Образовательное учреждение не может получить лицензию, если у него не оформлены документы на собственность, — объясняет Екатерина Семенова. — И в данной ситуации добавляется еще одна проблема. Детский сад не просто простаивает, постепенно он начинает ветшать. И требуются дополнительные вложения на то, чтобы поддерживать детский сад в нормальном рабочем состоянии.
Куда хуже обстоят дела в закрытых военных городках. Минобороны получало эти территории целиком, а теперь придется выделить кусок земли в придачу к садику. Только тогда можно будет построить детскую горку или площадку для игр. Но размежевание и затраты на кадастр могут достигать 10 миллионов рублей.
Часто ведомства просто выставляют детские сады на распродажу — предлагают муниципалитетам выкупить у них дошкольные учреждения, причем иногда по цене два в одном. Хотя это неправильно — детские сады строились за счет государства, а не министерств.
А вот заведующий одного из «оборонных» садов Подмосковья — Виталий Серегин, директор совхоза «Орловское» — и вовсе отказался отдавать детский сад. По словам родителей, у него другие планы на это здание.
— Директор планирует сделать из сада общежитие для гастарбайтеров, — рассказывает Наталья, член родительского комитета. — Он прямо сообщил об этом на одном из собраний. Я даже записала эти слова на диктофон, но мне стали угрожать, и я стерла запись. Гастарбайтеры будут строить коттеджный поселок, который появится на территории совхоза.
Первым делом г-н Серегин попробовал поднять ежемесячную плату за сад с 600 рублей до 6000. Мотивировал он это тем, что детский сад убыточен, а сделать его прибыльным должны сами родители. Еще родителям объявили, что 30 детей в саду занимают слишком большую площадь (2 этажа. — Примечание «МК».). Так что если они даже будут платить эти 6700, детей все равно уплотнят гастарбайтерами. Но, выдержав бурю родительских эмоций и журналистскую осаду, директор предпочел вернуться к прежним расценкам. Правда, ненадолго, признают родители.
— Цены вернулись до 10 декабря, — объясняет Наталья. — Что будет потом, пока неизвестно. Никакой компенсации нет, передавать сад муниципалитету директор не собирается. Говорит, что это «не его дело».
Всем сотрудникам сада в принудительном порядке пришлось подписать соглашение о неразглашении коммерческой тайны. Что имелось в виду — непонятно. Очевидно, то, что зарплата сотрудников сада «внезапно» упала с 20 тысяч рублей до 4000 без каких-либо объяснений. А на территории садика появилась охрана, выгоняющая мам с детьми, которые не предъявили квитанцию об оплате.
Муниципальные капризы
Беби-бум последних лет заставил министерства изрядно поскрести по сусекам. Работать стали даже те сады, которые давно не использовались по назначению. Оказалось, что в полуразрушенных офисах и магазинах когда-то играли дети. Но в нынешнем своем состоянии эти помещения для малышей не подходят — недотягивают по СанПиНам. То крыша прохудилась, то полы не те. Или — о ужас! — потолки не 3 метра высотой, а 250 см! СанПиН суров: придется делать капитальный ремонт. Хотя есть и послабления:
— Если детский сад строился по старому типовому проекту, то он может использоваться по назначению, — поясняет Дина Синякова, начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора. — Если ДОУ неоткуда взять дополнительные помещения или есть серьезные расхождения с СанПиНом, этот вопрос решается стройнадзором в индивидуальном порядке.
Городские власти должны выкупить старые помещения. Или даже принять «безвозмездно, то есть даром». Но оплачивать ремонт и реставрацию придется им самим. А ведомство вздохнет свободно, скинув тяжкий груз.
Неудивительно, что муниципалитеты отказываются принимать ДОУ в таком состоянии. Потому что проще построить два хороших сада, чем восстанавливать практически с нуля десяток других. Но президент во время встречи с министром обороны на этот счет высказался однозначно:
— Я дам поручение контрольному управлению, чтобы они связались с губернаторами и задали им простой вопрос: вам детские сады нужны или нет? И пусть кто-нибудь попробует отказаться хоть от одного детского сада или сказать: «Знаете, мы лучше его закроем». Значит, один закроем, а новый строить будем, что ли? Так не пойдет.
Конечно, ситуация с детскими садами отчасти напоминает детские капризы: «Это не возьму, другое не буду». Кому хочется возиться со старьем, когда можно наштамповать новые садики (и нагреть на этом руки)? Но есть и те регионы, которые реально не потянут ремонт и реставрацию. И тянуть коммунальное бремя им придется в ущерб самим себе.