Не секрет, что если подозреваемый или обвиняемый находится за решеткой, это очень удобно следователю. В этом случае ведь человек всегда, можно сказать, «под боком» - не нужно повестки рассылать, приглашать его на допросы. А главное - сама атмосфера СИЗО располагает, чтобы человек шел на контакт и во всем раскаялся. Московские следовали это отлично знают и только за 9 месяцев нынешнего года ходатайствовали о заключении обвиняемых и подозреваемых под стражу 7 661 раз. И суды удовлетворили 93 % таких «прошений».
-Судьи, как мы выяснили, обычно даже не вдаются в подробности и не изучают личность задержанного, - говорит председатель комиссии по защите прав граждан Общественного совета Антон Цветков.- У них есть негласная установка - поддерживать следователей, особенно его речь идет о тяжких или средней тяжести преступлениях. А те зачастую предлагают поместить человека в СИЗО по смешным и даже абсурдным основаниям. Вот, скажем, был случай, когда подозреваемого отправили за решетку только потому, что у него дома наградное оружие и следователь по его делу не успел проверить, на законных ли оно основаниях там находится. Самый распространенный повод - наличие у человека загранпаспорта. Но ведь подозреваемый с радостью готов этот документ отдать следователю на время разбирательства, лишь бы не сидеть в изоляторе!
Если человек уже отсидел за решеткой до приговора, то его уже вряд ли оправдают. Об этом говорит печальная статистика. Ему дадут хоть мизерный, но срок. Объясню почему: сейчас по закону безвинно отсидевший в изоляторе имеет право на реабилитацию и возмещение морального и материального вреда. При этом с нового года платить ему еще будет не только государство, но и то должностное лицо, которое ошибку совершило (полицейский, прокурор, судья). Так что, сами понимает, никто свои «огрехи» признавать не будет.
Вторая беда: оказавшись за решеткой, человек лишается возможность получать ту медицинскую помощь, которая была доступна ему на свободе, автоматически. Хотя его вина, повторюсь, еще не доказана.
-Медицинским обеспечением людей, содержащихся в СИЗО, должны заниматься гражданские медики, - уверяет уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский.- Но пока соответствующий закон не принят, мы обратились в департамент Москвы. И несколько дней назад его руководитель прислал письмо, в котором говорится, что отныне гражданские врачи будут сами выезжать в больницу при «Матросской тишине» (сюда попадают тяжелобольные заключенные со всех московских СИЗО) и осматривать там арестантов. Надеюсь, что этот механизм заработает.
С этого года благодаря одному из постановлений Правительства РФ, люди с тяжелыми заболевания не могут содержатся под стражей. Но с момента принятия документа было освобождено из всех столичных СИЗО всего ..6 заключенных.
-При этом было два интереснейших случая, - продолжает Музыканский.- В обоих врачебная комиссия признала сначала, что у человека есть заболевания, препятствующие нахождению в СИЗО. Но через два дня, после визита следователя, та же комиссия в том же составе выдала другое заключение: заболеваний нет. Получается, что даже на гражданских медиков оказывают влияния следственные органы. Мы написали письмо в мэрию, в департамент здравоохранения и нам пришел ответ, что виновные врачи получили выговор. Этого мало. Мы обратимся с просьбой ограничить врачей независимой комиссии от любых контактов со стороны следователей, адвокатов и родственников. О каждой попытке взаимодействия с ними медики обязаны будут сообщать. В противном случае их ждет наказание.
Общественный совет также готовит письмо в адрес руководителей следственных органов с просьбой обратить внимание на то, что следовали ходатайствуют о заключении под стражу без достаточных оснований. И с рекомендацией пресечь подобную порочную практику. Кроме того, планируется создать своего рода институт поручителей: рабочую группу из общественных деятелей, которые будут поручаться за подозреваемых и обвиняемых. Если попавший под их «опеку» человек во время следствия сбежит или совершит преступление, то члены комиссии будут нести за это ответственность. Какую именно - пока обсуждается.