Вопреки сообщениям некоторых СМИ, массовых беспорядков в столице Египта Каире нет сейчас и в помине. Правда, пикетирование знаменитой площади Тахрир с требованием отмены чрезвычайного положения продолжается. Но оно, как убедился корреспондент «МК», не только официально разрешено, но малолюдно, проходит в строго отведенном месте, а потому никому не мешает. Жизнь мегаполиса идет своим чередом -- обыденное и удивительное рядом. И лучший тому пример – недавние торжества по случаю первого выпуска Египетско-российского университета. Вуза, аналогов которому в регионе нет и быть не может. Потому что создавали его «наши люди» -- давние выпускники вузов нашей страны.
Как рассказал «МК» один из отцов-основателей и бессменный ректор университета, доктор Шериф Хильми (в советское время -- аспирант-стажер Научно-исследовательского института железобетона и бетона в Москве, о котором до сих пор говорит с придыханием), проект задумывался для подготовки высококвалифицированных египетских кадров. Но кадров особых – ориентированных не на Запад, а на Россию. Поэтому, хотя преподавание в ЕРУ ведется на английском и арабском языках, здесь, по словам ректора, в обязательном порядке изучают и русский: «Русский язык должны знать все. Тем более, что минимум 10% наших студентов проходят практику в России. И по желанию могут отучиться там 1-2 семестра».
Необычный университет открылся в 2006 году. Первый набор на два имевшихся тогда факультета – фармацевтический и инженерный -- составил всего 225 человек (150 будущих фармацевтов и 75 инженеров). Однако сейчас в вузе уже 2,2 тыс. студентов. А вскоре будет еще больше: не далее как на будущий год открывается третий факультет -- стоматологический. Строительство его здания в кампусе, расположенном в городе-спутнике Каира Мадинат-Бадр, идет полным ходом. И когда оно закончится, мечтает ректор, вуз сможет брать большее число желающих: пока из-за нехватки мест приходится отказывать едва не каждому третьему потенциальному студенту.
Причин востребованности юного университета много. Тут и привлекательное для абитуриентов из восточных провинций расположение на 42-м км Суэцкого шоссе. И умеренные цены: в Египте, рассказала «МК» преподаватель русского языка Египетско-российского университета Ольга Неклюдова, «есть и Египетско-французский, и Немецкий, и Американский и другие университеты. Но стоимость обучения там такова, что большинству египтян не подступиться. А в Египетско-российском университете платят 20 тыс. египетских фунтов за оба семестра учебного года (около $ 4 тыс.)».
Удачно угадали и со специальностями, по которым учат -- выбрали самые популярные в сегодняшнем египетском обществе. Взять хотя бы фармацевтику. Дипломы этого направления, разъяснила Ольга Неклюдова «МК», «вообще крайне востребованы в стране. Но, особенно -- среди девушек, которым окончание вуза с дипломом фармацевта позволяет открыть собственную аптеку или войти полноценным партнером в семейный бизнес». То же с подготовкой инженеров. Когда прежнее египетское руководство приняло решение строить в Египте АЭС, подготовку специалистов доверили ЕРУ. А, значит, без работы по окончании университета не останется никто, не сомневается доктор Шериф.
Главное же, что привлекает студентов – высокое качество образования в ЕРУ. И частично -- это заслуга сразу трех российских преподавателей: двух русистов и специалиста по экономике.
По словам педагогов, ребята учатся здесь с удовольствием. Но что поделать: все хорошее проходит очень быстро. Закончились и годы учебы первокурсников первого набора. Семинары и лекции, зачеты и экзамены, поражения и победы остались позади. Наступил долгожданный, но такой грустный момент – вручение дипломов. И вот под марш из оперы «Аида» в актовом зале с двух сторон появились виновники торжества – выпускники и выпускницы, облаченные в четырехугольные магистрские шапочки с кисточками. Девушки водрузили их на платки, которыми местные правила хорошего тона предписывают покрывать их головы, и оттого стали еще живописнее. Юноши в попытке соответствовать высокому статусу дипломированного специалиста, из последних сил сдерживали улыбки, сияя глазами в сторону пришедших порадоваться за них родных.
«Аида» стихла, и в наступившей тишине нараспев зазвучали суры Корана, зачитанные одним из студентов. Краткое напутственное слово ректора, и на сцену поднялся советник-посланник российского посольства Иван Молотков. Неизбежно помянув «десятилетия сотрудничества нашей страны с Египтом» и «тысячи египтян, получивших образование в СССР и в России», он поздравил российско-египетский университет с первым выпуском. За пять лет своего существования особо отметил он, вуз не только «доказал свою работоспособность, но и стал одним из самых престижных университетов Египта».
Того же мнения, как оказалось, придерживается и министр образования и науки России Андрей Фурсенко. ЕРУ, написал он в своем послании по случаю торжества, «не имеет аналогов в регионе и дает качественное образование на основе лучших традиций российской и египетской высшей школы». Глава Минобрнауки пообещал, что российская сторона, «будет и впредь оказывать содействие университету в организации учебного процесса. В том числе – командировать преподавателей; разрабатывать совместные программы обучения и способствовать мобильности студентов».
Вежливые египтяне в долгу не остались: «В советские времена мы совместными усилиями построили Асуанскую плотину, а теперь – университет. Сотрудничество, заложенное в советские времена, продолжается»,-- ответил заочно российскому коллеге недавний министр образования Египта Амр Саляма.
Вслед за подарками по случаю первого выпуска (Российский университет дружбы народов, например, помимо подноса с изображением Кремля «подарил» Египетско-российскому университету несколько мест с аспирантскими стипендиями для подготовки в своем вузе египетских кадров высшей квалификации) зазвучали напутствия теперь уже бывшим студентам. При большом оживлении зала декан инженерного факультета ЕРУ сравнил процесс подготовки выпускника с тяготами беременности и родов. «Но когда будет собственная аптека, все эти мучения забудутся»,-- пообещал он.
И вот дипломы розданы. Выпускники хором произносят клятву: «Буду верным родине, буду соблюдать медицинскую тайну и аллах – свидетель этому». Всё! Студенческая жизнь закончена: «Из стен университета выпускается будущее страны»,-- говорит кто-то из теперь уже бывших учителей.
Москва-Каир-Москва