Осень приходит в Москву не с опавшими листьями. Есть намного более четкий критерий. В связи со всемирным потеплением московские парки, возможно, будут когда-нибудь зеленеть и до декабря. Но вот дорожные пробки возвращаются в столицу в первую неделю сентября. Всегда. Климат меняться может, но не дорожная ситуация в городе.
Конечно, Москва перегружена. Здесь слишком много жителей и слишком мало дорог. По сути, мы живем в «мертвом городе»: плотность населения в Москве в пять раз выше, чем, например, в Берлине. Но что-то же сделать можно! Хотя бы попытаться...
Волею судеб уже более десяти лет я каждый день в одно и то же время въезжаю в столицу по Новорижскому шоссе. Времени для сбора эмпирического материала, как вы понимаете, у меня было достаточно. Особенно много фактов для анализа появилось после того, как я стал пользоваться навигатором, информирующим о пробках и авариях на дорогах города. В моем случае, правда, объехать эти пробки я не мог. Но, упершись в хвост гигантского автозатора в пяти километрах от МКАД, я всегда мог увидеть протяженность пробки и даже ее причину. И всегда красная линия «затрудненного движения» упиралась в значок «ДТП». А какие еще причины могут быть на Новой Риге: европейского качества шоссе, современная развязка... По истечении
От нечего делать я даже посчитал количество авто, попавших в «дорожное затруднение». На сто метров шоссе приходилось по двадцать машин, ехавших в пять рядов. Следовательно, в пятикилометровой пробке участвовали приблизительно 5000 автомобилей (20×5х50), а в восьмикилометровой — 8000.
О том, что одной из главных причин московских пробок является несвоевременное прибытие автоинспекторов на место ДТП, писали и говорили с высоких трибун неоднократно. Ведь по ПДД водитель не может передвинуть свое транспортное средство до прибытия инспектора. И «сцепившиеся» на двух, а то и трех полосах авто в большинстве случаев и являются причиной заторов.
Предлагались и решения. Страховщиками был введен так называемый «европейский протокол», вроде бы позволяющий участникам ДТП при небольшой сумме ущерба самостоятельно заполнить бумаги и разъехаться не дожидаясь прибытия инспекторов. Позже, правда, оказалось, что те же страховщики слишком часто отказывались платить по этим протоколам, видя за каждым из них страховое мошенничество. А оценить сумму повреждений на месте довольно трудно, ведь бампер крутой иномарки порою стоит как отечественный автомобиль.
Вводились и временные нормативы прибытия инспекторов на место аварий. Для тех, кто хочет посмеяться, напомню: 20 минут. (Обычная московская практика —
Но мой опыт наблюдения за дорожным движением через навигатор научил меня другому. Среди этих 2000 аварий есть более и менее важные. Одно дело — когда два авто притерлись где-то на тихой периферийной улочке. И совсем другое — когда из-за пустячной аварии 8000 машин стоят в часовой пробке.
Православная этика запрещает мне считать себя умнее других. И в ГАИ наверняка тоже понимают, что аварии по степени влияния на трафик бывают важные и неважные. Я неоднократно бывал в информационном центре ГИБДД на Житной, где на десятках телеэкранов можно было увидеть дорожную обстановку в городе. Но гаишники не делают следующий логический шаг: чтобы в городе было меньше пробок, надо в первую очередь выезжать на аварии, влияющие на дорожную обстановку (конечно, не считая происшествий с человеческими жертвами и травмами).
И происходит это нежелание что-либо менять из-за позиции, которую очень ярко выразил новый начальник столичной ГАИ полковник Александр Ильин. Цитирую его интервью «Российской газете»: «ГИБДД сегодня — не тот орган, который занимается вопросами организации дорожного движения. Мы — орган контролирующий».
Ну а пока полковник Ильин не поменяет свое мнение, предлагаю одеть гаишников в пробковые шлемы. Как у английских колонизаторов. Чтобы гаишники носили эти шлемы и помнили: львиная доля вины за пробки в Москве — на них.