Более 50 тысяч страниц из личных кабинетов, на которые, как правило, пользователь заходит по полученной на свой почтовый ящик ссылке, во вторник еще можно было найти в поисковиках «Яндекс» и Google (после того как стало известно о скандале, проблему обещали решить в течение дня). Фамилии покупателей, мобильные телефоны, адреса, паспортные данные, а также сведения о заказанных товарах — ассортименте, сумме — все это оказалось в открытом доступе. Особенно неприятный сюрприз ждал покупателей секс-шопов. Любой желающий при желании мог узнать, например, что Валентина С. из Костромы, проживающая по такому-то адресу, заказала себе костюм медсестры, вибратор и розовые стринги с сердечками. Хорошо, если окажется, что Валентина не замужем или что она хотела таким образом разнообразить именно семейную жизнь.
Как выяснилось, причина попадания личных данных в Сеть в том, что продавцы обязаны были «закрыть» все эти данные специально предусмотренными для этого программами, но не сделали этого. А поисковики проиндексировали незащищенные страницы со статусами заказов клиентов автоматически. Таким образом, во вторник большинство экспертов сходились во мнении, что ответственность за произошедшее полностью лежит на веб-мастерах проиндексировавшихся сайтов. И, таким образом, все претензии нужно предъявлять именно владельцам оплошавших ресурсов.
Как это может выглядеть на деле, пояснил «МК» адвокат Максим Домбровицкий:
— В настоящий момент эта проблема с юридической точки зрения представляется крайне неотрегулированной. Самое реальное и действенное — это обратиться в службу техподдержки поисковой системы с просьбой удалить данные страницы. Те же, кто захочет обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд, могут столкнуться с определенной сложностью: в России практически отсутствует практика по подобным делам, и истцу, возможно, придется объяснять судье, что такое «Яндекс». Если подходить к вопросу теоретически, то необходимо доступно и понятно изложить в заявлении суть случившегося и указать, что этими действиями вам был причинен такой-то ущерб. Также нужно сделать скриншот со страницы и доказать, что этот ущерб действительно имеет место.
Напомним, это второй скандал, связанный с появлением в Интернете персональных данных россиян.