Помещение, где выдают заветные талоны для работы таксистом, не может похвастаться размерами. Небольшая комната, столы вдоль стен, восемь девушек деловито работают с водителями. Около информационного стенда, где вывешены образцы всех заявлений, с задумчивым видом стоит таксист.
— Я толком не знаю, какие документы нужны, — говорит пришедший регистрироваться водитель. — У меня с собой документы на машину, паспорт и выписка из реестра индивидуальных предпринимателей. Решил взять все что есть.
При входе лежат бланки заявлений. Таксист изучал их несколько минут, пока не убедился, что необходимой бумажки нет. Одни формуляры для юридических лиц, а не частных предпринимателей, как он.
— Как же быть? — спросил он у работницы. — Там нет правильных бумаг.
— Давайте-давайте, сейчас все оформим, — ответили ему.
Как выяснилось, все необходимые документы были с собой. Заявление же любому желающему помогают оформить на компьютере. Даже ксерокопии делают тут же, да еще и бесплатно. Никто не ругается, что заявители не принесли с собой все положенные копии.
— По состоянию на утро уже выдано 305 разрешений, — говорит начальник управления организации и контроля легковых пассажирских таксомоторных перевозок Игорь Ездаков. — Нужно понимать, что это количество набежало не за один день, а за всю предыдущую испытательную неделю. Вообще, наше управление рассчитано на выдачу 50–100 разрешений в день. Это, правда, примерные расчеты. Мы только начали работать, очередей пока нет — обслуживаем всех, кто приходит.
По словам г-на Ездакова, плавного потока по выдаче разрешений нет. Процесс идет скачками. Периодически приходят представители таксопарков и разом оформляют несколько десятков машин. Не исключено, что в ближайшие дни могут прийти крупнейшие игроки рынка. Солидные таксопарки насчитывают сотни, а то и тысячи автомобилей.
Процесс оформления машины идет недолго. Примерно 10–15 минут. Связано это с тем, что водителям по большому счету верят на слово. В том же заявлении сказано, что, подписавшись, таксист подтверждает наличие в его машине таксометра, оранжевого фонаря и «шашечек» по борту. Кроме этого, водитель как бы обещает, что будет проходить предрейсовый медосмотр, а также техосмотр (каждые полгода). Так это или нет — никто не знает. Предъявлять машину на месте не требуется.
— Реализация закона идет в три очереди, — говорит г-н Ездаков. — До 1 сентября мы просто выдаем разрешения. Осенью все перечисленные требования вступают в силу. Когда это произойдет, видимо, последуют какие-нибудь проверки на соответствие автомобилей необходимым параметрам. А с 1 января 2012 года начинают действовать карательные санкции. Полиция уже сможет штрафовать нарушителей.
Примечательно, что бумаги оформляют на любой автомобиль. Можно прийти и получить разрешение на какую-нибудь «шестерку» восемьдесят лохматого года. Закон не предусматривает ограничений на автотранспорт — будущее такси. Сдавать бумаги может только владелец машины либо тот, кто взял автомобиль в лизинг. Ни гендоверенность, ни какие-нибудь другие документы не позволят получить разрешение на работу таксиста.
В последнее время было много обсуждений действий властей по приведению рынка такси в порядок. Не всегда водители высказывались о чиновничьей инициативе тепло. Но нужно отметить, что все опрошенные нами водители, которые пришли оформлять бумаги, отнеслись к этому с пониманием.
— Правильно, давно нужно было навести порядок, — говорит таксист. — Не очень удобно, конечно, что приходится отрываться от работы, но, с другой стороны, процесс идет довольно быстро. Не обременительно. Плюс к этому — разрешение выдают бесплатно. Процесс не превратился в вымогание денег.
Несмотря на то что новые разрешения выдаются довольно свободно, пустой бумажкой это назвать нельзя. Мало того что официальному таксисту можно будет пользоваться всей официальной атрибутикой — водители смогут использовать созданную для них инфраструктуру. К примеру, зарегистрированные машины будут иметь право останавливаться на стоянках для такси. Шоферы смогут стоять около вокзалов на отведенных для перевозчиков местах. Не исключено даже, что в будущем таксисты смогут передвигаться по выделенным полосам совершенно законно.
А КАК У НИХ
В Нью-Йорке услуги такси оказывают как частные компании, так и независимые водители. Их деятельность регулирует подконтрольная мэрии «комиссия по такси и лимузинам». В ее обязанности входит проведение публичных аукционов по продаже медальонов на право водить такси. Поскольку число разрешений жестко регламентировано (на сегодня — 13 200 машин), цена одного медальона может достигать 700 тысяч долларов. Помимо медальона каждому таксисту необходимо иметь лицензию стоимостью $60 в год.
В Лондоне все таксисты являются частниками. Их работу контролируют городские чиновники. Они же выдают таксистам лицензии двух видов: для работы по всему городу или в определенных районах. Для их получения нужно пройти медкомиссию и проверку в полиции, сдать тест на знание города. Водитель должен заплатить 50 фунтов за подачу заявления и еще 199 — за трехлетнюю лицензию.
В Париже лицензия такси выдается в отделениях полиции бесплатно. Их количество, правда, ограничено, и ждать появления свободной приходится очень долго. По этой причине зачастую лицензии покупаются у отходящих от дел владельцев. Цены достигают 130–220 тыс. евро.