С берега операция по буксировке «Булгарии» чем-то напоминала военные учения на воде: платформу с кранами, держащими дизель-электроход, сопровождал караван из 12 судов. А с воздуха за перемещениями судна следил вертолет. Путь к отмели прокладывал теплоход — он следил, чтобы идущие «в сцепке» краны случайно не сели на мель. Позади платформу подталкивали два буксира. Хотя мель, куда планировали оттащить «Булгарию», находится всего в 12 км от места крушения, буксировка заняла больше пяти часов. Из-за опасности обрыва тросов судно тащили со скоростью всего три километра в час.
К выбранной отмели Булгарию отбуксировали только к девяти часам вечера. Почти сразу после постановки судна на мель к работе приступили водолазы: они заварили все иллюминаторы по правому борту. Это было сделано для того, чтобы завести внутрь мощные насосы. Но всплывать судно начало только тогда, когда уровень откачанной воды превысил уровень поступающей в судно.
Как пояснил руководитель операции по подъему «Булгарии» Виктор Олерский, непредвиденных ситуаций во время буксировки дизель-электрохода почти не было.
— Если не считать, что мы 10 часов выбирали якоря. Будто это гиблое место нас не отпускало. Но нам повезло — была хорошая погода. Если бы не это, мы бы сегодня даже не пошли.
Сейчас к работе на «Булгарии» уже приступили следователи. Вопреки ранее проходившей информации, судно скорее всего не будут заводить в док. Скорее всего после окончания обследования судна его распилят и утилизируют прямо на месте стоянки. Правда, пока не ясно, кто возьмет на себя эти расходы.
— В объем работ госконтракта уничтожение судна не входит, это не наша компетенция. Либо эти работы будут проведены за счет судовладельца, либо за счет субъекта. Но должен это делать судовладелец — скорее всего так и будет, — объяснил Виктор Олерский.
Несмотря на постоянно передвигаемую дату поднятия «Булгарии», руководитель операции пояснил журналистам, что неделя для такой сложной операции — это вполне нормальный срок.
— Технически эту операцию можно назвать уникальной — я не помню, чтобы судно доставали с такой глубины, я имею в виду реку, — уточнил Виктор Александрович — Сегодня я смотрел планы, которые выставили специалисты. Они отсчитывали 20 суток. То есть сценарий мог быть и хуже.
Хорошую оценку поставил команде, занимавшейся подъемом теплохода, и Игорь Левитин.
— Проект был сделан за короткое время. Все предприятия разработали оборудование в течение двух суток. Вчера было принято очень грамотное решение по транспортировке судна. Ведь технологически из-за сложных погодных условий работать на месте было небезопасно. Решение правильно, вся команда отработала хорошо.
Скорее всего вечером в воскресенье водолазы достанут тела еще двоих людей, числящихся в списках пропавших без вести. На момент подписания номера удалось извлечь трех женщин и троих мужчин — все они находились на правом борту теплохода. Пока судно лежало на дне, попасть в эти помещения водолазы не могли. Но, как пояснил Олерский, тела погибших они видели сквозь иллюминаторы.
— Мы надеемся найти их на нижней палубе. Дело в том, что в машинное отделение мы не входили до сих пор. Во время обследованиямы просили на это разрешение, но нам его не дали, объяснив, что это ослабит судно, — объяснил руководитель комиссии по ЧС Равиль Муратов. — Кроме того, при открытии из машинного отделения скорее всего вышло бы много масла и дизельного топлива. Это могло негативно отразиться на здоровье водолазов.
Двух женщин опознали в тот же день. Это Розия Закиева 39 лет из райцентра Лаишево и 23-летняя жительница Казани Айгуль Исмаилова.
— Визуально судно не очень пострадало, если не считать повреждений при обжиме стропами. Я понимаю, вы подозреваете, что авария произошла из-за пробоины. Не уверен, — поделился своим соображениями Виктор Олерский. — Могу только сказать, что здесь имела место совокупность факторов — неработающая машина, которая не позволила сделать маневр, погодные условия и статический крен.
Как рассказали «МК» водолазы, к полудню воскресенья удалось загерметизировать только часть иллюминаторов. «На окно ставятся специальные заглушки, своеобразные щиты, которые препятствуют проникновению воды». В машинное отделение пока проникнуть не удалось. Но водолазы сделали специальное отверстие в обшивке судна и спустили туда специальные насосы. Только когда откачают всю воду, проход в машинное отделение будет открыт. По словам водолазов, следователи занимаются сбором вещдоков. Попасть в ряд помещений достаточно сложно, все проходы завалены мебелью. В тех помещениях, куда проход открыт, следователи собирают мобильные телефоны, сумки и документы. Все эти вещественные доказательства следователи складывают на верхней палубе судна.