Дошкольное образование, во-первых, становится частью общего, а значит, должно соответствовать государственным федеральным требованиям — к условиям, в которых оно идет, и к качеству образовательных программ. Во-вторых, оно становится обязательным.
Последнее, объяснила директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко, отнюдь не означает, что по новому закону «Об образовании», где будут закреплены эти положения, посещение детсада станет обязательным для всех: «Гарантии государства по обязательному дошкольному образованию не предполагают, что ребенок обязательно должен ходить в детский сад — родители при желании могут готовить его к школе и дома. Но такая возможность должна быть обеспечена». Тем более что условия содержания, а главное, развития воспитанников детских дошкольных учреждений должны значительно улучшиться.
Следствием введения федеральных требований к дошкольному образованию станет оснащение детских садов современным оборудованием, прежде всего компьютерным. А программы, по которым сейчас работают с детьми как бог на душу положит (ныне, по оценке Минобрнауки, их около 120), начнут проходить экспертизу сродни той, что используется для школьных учебников. Другими словами, появится перечень программ со «знаком качества», из которого детские сады смогут выбирать лучшую.
Картина складывается замечательная. Правда, смущает одно. Снятие ограничений по наполняемости детских садов, на условиях анонимности рассказали «МК» эксперты правительства Москвы, на деле привело к переполнению садиков даже в столице: «Раньше у нас повсюду были комнаты с музыкальными инструментами, актовые залы со сценой, спортивные залы с бассейнами. Сейчас все эти помещения превращают в спальни: выносят пианино, цементируют бассейны и ставят кровати. Воспитатели, на которых с их мизерной зарплатой свалилось 30 воспитанников вместо 15, злятся. Родители — тоже. О каком индивидуальном развитии ребенка в таких условиях может идти речь?».